Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
Строительство во все времена притягивало жуликов. Но при Советах воровать было намного сложнее и опаснее: все стройки имели проектно-сметную документацию, цены на строительные материалы были твердыми, и милиция с прокуратурой не были так поражены коррупцией. Зато в наши смутные времена махинаторы развернулись во всю свою мощь. Только диву даешься.
Жульничество на бюджетных стройках начинается с подготовки проектно-сметной документации (ПСД) и утверждения в парламенте инвестиционной программы. Как правило, правительство включает в программу объекты, не имеющие ПСД, беря цену строительства «с потолка».
По этому поводу Счётная палата РТ (СП) установила, что:
«Из 17 начинаемых объектов документацию в полном объеме имеют только 7 объектов, из них утверждено постановлениями – 3. Не имеют утвержденных сводных сметных расчетов стоимости строительства объекты, начатые в 2000-2002 годах, в т.ч. такие крупные, как Музей, Аэровокзал, Кондитерская фабрика и т.д.»
С самого момента организации СП правительство пытается дискредитировать её работу, обвиняя руководителя В.Салчака в предвзятости. Однако аналогичной СП точки зрения придерживаются и комиссии, приезжающие из Новосибирска и Москвы. Мы упоминали результаты проверки комиссии Т.Коробейниковой в 2002 году. А в сентябре-октябре 2004 года работу правительства РТ проверяла комиссия Контрольного управления Президента РФ под руководством А.Коняхина, которая, в частности, в своей справке прямо указала:
«На республиканском уровне отсутствуют чёткие приоритеты и механизмы разработки и реализации инвестиционных программ. ...В течение года в программы вносятся существенные изменения, систематическими стали корректировки первоначально утвержденных законами о республиканском бюджете лимитов капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов... В результате из 41 объекта в 2003 году заказчиком УКСом Правительства республики было введено в эксплуатацию лишь 14 объектов... Отсутствие скорректированной проектно-сметной документации по объекту «Краеведческий музей, г.Кызыл» привело к срыву срока ввода объекта в эксплуатацию (октябрь 2002г.) и удорожанию стоимости строительства на 93,6 млн. руб. Аналогичная ситуация складывается по ряду других крупных объектов, строящихся за счет средств инвестиционной программы – аэровокзал в г.Кызыле, пристройка к тубдиспансеру, ГУП «Кондитерская фабрика», – удорожание на 37,6 млн. рублей, 15,9 млн. рублей и 18,8 млн. рублей соответственно».
При утверждении инвестиционной программы депутатам объясняют просто: не утвердите – республика потеряет немалые деньги, успокаивая – мол, Минэкономразвития РФ мы обманем, – скажем, что документация имеется. А затем соответственно строят, как бог на душу положит: сегодня им взбредет в голову одно, завтра – совсем другое, а нередко строят вообще вместо утвержденных объектов совсем другие и задним числом переутверждают бюджет. Никому и в голову не приходит выяснять такую «мелочь», как экономический эффект от того или иного строительства. В связи с этим Счётная палата пришла к выводу:
«Продолжается практика неэффективного использования государственных средств. Несмотря на то, что республика не получила положительных экономических и социальных результатов от деятельности построенной овчино-шубной фабрики и коврового производства, затратив на них значительные бюджетные средства»
и приводит в своем Отчете конкретные данные:
«В настоящее время в нарушение закона ведётся строительство ряда объектов производственного назначения, не имеющих технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность инвестиций: ГУП «Туваасбест» (за 2000-2003г.г. истрачено 29,5 млн. руб.), ГУП «Детское питание» (12,8 млн. руб.), ГУП «Кондитерская фабрика» (30,4 млн. руб.), ГУП «Стройдеталь» (30,6 млн. руб.), ГУП «Паркет» (5,8 млн. руб.), ГУП «Войлочно-пимокатный завод» (5,35 млн. руб.), ГУП «Кожевенная фабрика» (4,1 млн. руб.), ГУП «Кирпичный завод» (7,1 млн. руб.), продолжается строительство кондитерской фабрики, экономическая целесообразность которой не определена».
А по поводу завершенной стройки «Малая ГЭС» делается вывод:
«В 2001 году сдана в эксплуатацию «Малая ГЭС» в с.Кызыл-Хая сметной стоимостью 26,4 млн. руб., которая не дает отдачи».
Такая «методика» ведения дел позволяет списывать деньги на переделку объектов, часто включая, как в Чечне, объёмы работ, которые вообще не выполнялись. Депутаты как бараны из года в год утверждают липовую инвестиционную программу и изменения к ней, не вникая (от греха подальше) в суть происходящего. Справедливости ради следует отметить, что до недавнего времени в нашем парламенте и специалистов-то в этой области не было, пока депутатом не был избран руководитель и владелец самой крупной в Туве строительной фирмы Сергей Сафрин. Но из-за его принципиальной позиции страдает фирма ООО «Сельстрой», заканчивающая объект «Гостиница для чабанов». По сведениям СП, сейчас недофинансирование объекта составляет сумму в 26 млн. рублей при колоссальном перефинансировании «липовых» объектов.
В результате бурной криминальной деятельности правительства и подрядчиков, а также попустительства парламента затягиваются сроки строительства, расхищаются миллионы народных средств путём многократного увеличения стоимости строительства. Как выяснила СП:
«В результате допущенных нарушений не выполнялись сроки строительства, что привело к их удорожанию по сравнению с суммарной стоимостью, предложенной победителями конкурсов на 242,304 млн. руб.»
Но чтобы удобно было воровать, правительству необходимы партнёры – проверенные временем криминальные подрядчики, которые либо дают взятки за предоставление договоров подряда на строительство, либо договариваются (если это проверенные «надежные» кадры) на сумму «отката», уплачиваемую в ходе строительства. Этот «откат», по разной информации, составляет от 20 до 50% от стоимости строительства.
Один из вариантов «победы» в тендерных торгах мы описали, когда при стартовой цене строительства Музея в 29 млн. руб. ЗАО «Промжилстрой» взяло да и «предложило» цену строительства на 10 млн. руб. меньше. Правительство объявило, что «в целях экономии средств» решило отдать объект «Промжилстрою», а затем, когда конкуренты по тендеру и думать забыли об условиях конкурса, пересчитало стоимость строительства до астрономической суммы в 112 млн. рубликов.
Не будем судачить, кому и сколько досталось от такого увеличения, но фактом остаются самые тёплые отношения между подрядчиком и заказчиком при плачевном состоянии строительства. Конечно, это – неприкрытое мошенничество, и во времена ОБХСС давно бы кто-то «сел», но при наших правоохранителях это всем сходит с рук, рождая безнаказанность.
Но сейчас при проведении торгов наглеют еще больше. Теперь конкурсантам даже не обязательно представлять необходимые в таком случае документы о государственной регистрации, о наличии лицензии на производство строительных работ, технической оснащенности, финансового состояния и отсутствия задолженности по налогам. Всё это вполне может заменить взятка или обещание отката. Как выяснила СП:
«При проверке результатов тендеров установлено, что из 43 конкурсантов-победителей требуемая документация представлена лишь 10 участниками. Устав представил 21 победитель конкурса, свидетельство госрегистрации в налоговых органах – 27, сведения о технической оснащенности – 22, о финансовом состоянии – 10, имеют лицензии на производство работ лишь 34 конкурсанта. По состоянию на 11 апреля 2003г. имели задолженность по налогам: ООО «Школьник» (1176 тыс. руб.), ЗАО «Промжилстрой» (1052 тыс. руб.), ООО «Коопстройтранс» (1034 тыс. руб.), ООО «Кызылстройсервис ЛТД» (702 тыс. руб.), ООО «Восток» (294 тыс. руб.)».
Что позволило СП сделать вывод:
«В нарушение действующего законодательства конкурсной комиссией принимаются решения о проведении тендерных торгов без утвержденной проектно-сметной документации. К участию в конкурсе допускаются конкурсанты, имеющие задолженность по уплате налогов и не представившие требуемые документы. Признаются победителями организации, не предложившие лучших условий, чем другие участники».
Теперь для того, чтобы выиграть тендер на строительство бюджетного объекта, даже не нужно предлагать меньшую цену, лучшее качество или более короткий срок строительства. Выиграть тендер не помешает и самая большая цена объекта среди конкурсантов. Об этом мы и расскажем в следующем номере, приведя выводы Счётной палаты РТ и комиссии Контрольного Управления Президента РФ.
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.
Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru