Продолжение. Начало в №41
– Юля, чем обусловлен выбор вашего пути: вы ездите с монахами, дающими достаточно закрытое Учение тантры?
– В буддизме есть две категории учения – Сутра (буддистская философия) и тантрическое учение. Если взять Сутру, то у нас есть три основополагающих монастыря: Дрепунг, Серы и Ганден. Закончив курс обучения в таких монастырях, монахи, получившие степень доктора философии – геше – затем продолжают обучение дальше и идут в монастырь «Гьюдмед», который держит тантрические знания школы Гелукпа.
Монахи, которые пришли с самого детства в монастырь и 15 лет учились, получают звание нгарампа – доктор Тантры, как геше – доктор Сутры. Все геше приходят для годичного курса обучения и тогда их образование является законченным. Ни в каких других монастырях Тантра не изучается вообще. Поскольку мой муж – Игорь Янчевой – музыкант и очень давно изучает тибетскую музыку, то нас, конечно, интересовали ламы, которые бы пели и представляли тантрическую культуру. Нас свели пути с монастырем Гьюдмед случайно, но это оказались те люди, которые были нам нужны. Сейчас мы – просто неразлучные друзья, привозим их в Россию и делаем туры по разным городам. Я очень рада, что могу показать тибетскую культуру.
– Это не восприятие на уровне экзотики?
– Люди приходят, даже не являясь верующими буддистами, хотя буддистов сейчас во всех городах очень много. Вы можете придерживаться буддийской философии, не будучи буддистом. Вы можете просто брать это как технику, как метод, который улучшает вашу жизнь, способствует правильному отношению к близким, окружающим, Далай-лама путешествует по всему миру, и говорит не только с буддистами. Все люди находят крупицу истины для себя.
Чтобы познакомиться с тибетской культурой, не надо быть буддистом. Буддизм – далеко не только экзотика, здесь поиск какого-то выхода. Я – русская, я могу говорить с уверенностью, что далеко не всем русским христианство в сегодняшнем состоянии может дать ответы на вопросы. Люди моего поколения и моего возраста (мне 33, но есть и люди моложе меня и старше) идут в буддизм, чтоб хотя бы изменить свою жизнь.
Православная традиция очень хороша, она очень красивая, но я вижу один очень большой недостаток в работе с населением: они не пытаются дать учение на современном языке, их учение носит все-таки архаичный характер, и эта архаика молодежь отталкивает очень сильно. Буддизм – наоборот.
– Православие сложно для понимания?
– Есть разряд людей молодых, которые хотят анализа, потому что буддизм не говорит о вере, – буддизм говорит об анализе. И если у тебя таким образом устроен ум, что ты склонен анализировать вещи и явления, то буддизм, может быть, подходит тебе больше. Буддистские движения на западе сегодня невероятно сильны.
– Это явление последних лет?
– Буддизму на Западе лет двадцать. Это далеко не новая вещь, это – именно желание получать четкие ответы. В христианстве мы знаем, что жизнь одна, и дальше она увенчивается либо раем, либо адом. Мои знания о христианстве не очень глубоки, поэтому, если я допускаю ошибки, я приношу свои извинения заранее.
Что мы видим? Я вижу в одной семье ребенка, который получил образование, стал великим поэтом, а другой – подзаборным пьяницей. Почему это так? Почему люди оказываются в таких неравных условиях? Почему у кого-то с самого раннего рождения тяжелая болезнь? Христианство мне говорит: «На всё воля Божья». Я этого не принимаю. Я не понимаю, что такое воля Божья, я этого не вижу. Когда мне впервые попалось учение о реинкарнации, я поняла, что, оказывается, у нас есть какой-то опыт предшествующих жизней. Мы приходим сюда не с чистой страницей, мы приходим сюда с каким-то запасом знаний, энергии.
Это всего лишь один пример. Буддизм помогает понять, как функционирует этот мир, почему всё есть, так как оно есть, перед нашими глазами. В этом есть логика, в этом есть какой-то смысл. Если всё это было у нас за плечами, и мы сегодня претерпеваем какие-то трудности, идея о перевоплощениях дает какую-то надежду. Я думаю так: что если я в прошлом сделала что-то плохое, и сегодня у меня болезнь, – значит, сегодня я буду прилагать много усилий и заниматься, значит, дальше я сама смогу формировать свою жизнь. Для меня это правильно, логично и понятно.
– Насколько помогает и укрепляет духовную практику ваша переводческая работа?
– Это всего лишь один аспект борьбы с негативными эмоциями. Когда переводишь лекции лам, приходится одно и то же повторять помногу раз: борьба с гневом, борьба с негативными эмоциями – ты постоянно пытаешься удерживать это в уме. Но так легко сказать, что гнев – это плохо, от гнева вы очень страдаете. Надо пропустить через себя, и когда ты стараешься следовать словам ламы, и когда ты пытаешься остановить себя от гнева, действительно твоя жизнь становится лучше. Это – реальность, это – проверенные вещи, этим мне и нравится буддизм.
Продолжение следует
Беседовала Саяна Монгуш