«Покалечили людей... А отвечать никто не хочет» – так называлась статья в нашей газете (№7 от 8 декабря прошлого года). В ней мы рассказали, как руководство СХПК «Красный пахарь» покалечило трёх работниц при перевозке доярок СХПК на ферму. Тогда нас поразило, что прокуратура Пий-Хемского кожууна привлекла к ответственности не руководителей СХПК, а «стрелочника» – водителя самосвала Захарова, который лишь выполнил их задание.
Необъяснимым показалось нам и то, что, привлекая водителя к уголовной ответственности, прокуратура не внесла в список потерпевших С.Комбу, Л.Арамзай и Л.Доржу. Более того, они даже не были извещены Пий-Хемским судом о слушании уголовного дела, а о сомнительном приговоре узнали случайно. Не вызывало доверия у нас и то, что председатель Администрации кожууна В.Гончаров вдруг проявил заботу и выдал дояркам по 5 тысяч рублей из районной казны под обещание «не бузить». Тяжело пострадавшим женщинам по линии соцобеспечения не были выплачены единовременные пособия, они в нарушение закона не были поставлены на учёт. Короче, все действия лапиных-гончаровых вызывали у нас подозрение. И, как оказалось, небеспочвенно.
Публикацией заинтересовался государственный инспектор труда в РТ Геннадий Оюн. Он провел соответствующую проверку, которая выявила целый ряд преступлений, совершенных директором В.Кураевым, гл.инженером Лапиным, зав. гаражем Г.Лапиным и дежурным механиком. Как выяснил инспектор, в СХПК «Красный пахарь» отсутствует всякая работа по охране труда и технике безопасности. Не проводятся инструктажи, на линию выпускаются, как правило, неисправные, аварийно опасные автомобили, на которых людей как скот перевозят к месту работы и обратно.
В частности, в тот злосчастный день водитель Захаров после годового перерыва вышел на работу. Водительское удостоверение Захарова не давало ему права перевозки людей; несмотря на это, ему не только доверили управление самосвалом марки ГАЗ, но и поручили везти доярок на дойный пункт в местечко «Елкин».
Начальство нисколько не смутило, что автомобиль не был оборудован для перевозки людей, что возить людей в кузове самосвала в принципе запрещено, и даже то, что автомобиль был неисправен – тормозная система срабатывала только на третьем-четвертом качке. Трех доярок Захаров посадил в кабину и десять – в кузов.
В результате всех этих нарушений, да еще отвратительного состояния дорожного полотна и неразумной лихости водителя, автомобиль занесло в кювете и опрокинуло. Две женщины покалечились. Л.Доржу получила закрытый перелом ключицы со смещением обломков, а С.Комбу – перелом грудного позвонка с повреждением спинного мозга – в результате потеряла чувствительность нижних конечностей, а это – тяжкий вред здоровью и инвалидность.
Директор СХПК Кураев, боясь ответственности, сначала скрыл от государственной инспекции факт несчастного случая на производстве, а затем руководство СХПК, кожуунной прокуратуры и районного суда в сговоре «слепили» убогое уголовное дело и в нарушение закона рассмотрели его в суде без участия потерпевших.
Не исключено, что вся эта махинация осуществлялась под непосредственным патронажем бывшего директора СХПК «Красный пахарь» В.Гончарова, перешедшим на работу главой района. Об этом же говорит и другой факт: 3 года назад в его бытность директором случился точно такой же несчастный случай из-за нарушений требований техники безопасности при перевозке людей. Также пострадало три человека, двое из которых стали инвалидами. И тогда Гончаров во избежание ответственности также скрыл от Трудинспекции факт несчастного случая.
Избежать уголовной ответственности ему удалось благодаря избранию главой кожууна. Когда этот факт вскрыли, Трудинспекция дала предписание перевозить доярок только в автобусе. Но наши горе-руководители плевали на это предписание.
Теперь, учитывая системный и злостный характер нарушения техники безопасности ответственными работниками СХПК «Красный пахарь», государственный инспектор по охране труда в РТ Г.О.Оюн оштрафовал Кураева и Лапина за совершенные нарушения и обратился к прокурору Пий-Хемского кожууна с ходатайством «о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении и сокрытии группового несчастного случая на производстве, произошедшего 25 августа 2004г. с доярками СХПК «Красный пахарь» С.С. Комбу, Л.Д. Арамзай и Л.С. Доржу».
Прокурор Нургалиев пока не отреагировал должным образом – не исключено, что надеется выкрутиться из этой некрасивой истории. Но редакция газеты «РИСК» будет и впредь контролировать рассмотрение этого дела. И не из любопытства – в случае законного рассмотрения данного дела пострадавшие получат единовременные страховые выплаты через Фонд социального страхования от 30 до 45 тысяч рублей и ежемесячные выплаты, которые устанавливаются в зависимости от заработной платы.
К сожалению, в СХПК зарплата доярок – сущее издевательство. К примеру, зарплата С.Комбу за период с сентября 2003 по август 2004 года составила всего лишь 36541 рубль, а в отдельные месяцы она не достигала и 1200 рублей. Да и те, как правило, деньгами не выдают – под зарплату раздают непроданный в Кызыле черствый хлеб. Похоже, руководство СХПК просто не считает доярок людьми, обращаясь с ними как со скотом. Таковы грустные реалии туранской жизни.
И последнее. Как мы видим, Трудинспекция внимательно читает прессу, выявляет факты укрытых преступлений, наказывает виновных и обращается в прокуратуру для прокурорского реагирования на несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями. Но прокуратура не реагирует должным образом ни на публикации, ни на обращения государственного инспектора. Это наводит на мысль, что она либо сгнила окончательно, либо там работают люди негосударственного ума и чёрствого подхода к решению социальных проблем. А пий-хемская прокуратура во главе с прокурором Нургалиевым в этом ряду, на наш взгляд, самая коррумпированная и бестолковая в Туве. И вреда от нее намного больше, чем пользы.
Отдел борьбы с вредителями