Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
A- | A | A+ 12pt

№5, 9 февраля 2005 года («РИСК»)

ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» В МУЗЕЕ

В краеведческом музее «Алдан Маадыр» состоялся Круглый стол, посвященный празднованию и популяризации тувинского Нового года по лунному календарю Шагаа.

Его участниками были доктор исторических наук Монгуш Кенин-Лопсан, доктор филологических наук, академик РАЕН Каадыр-оол Бичелдей, доктор филологических наук Доржу Куулар, советник Министерства культуры Владимир Багай-оол, директор музея Анатолий Комбу, Генеральный консул Монголии в Туве Б.Баатар, известные тувинские шаманы Ай-Чурек Оюн и Лазо Монгуш, представитель Бурятского землячества «Байкал» Александр Дугаров, руководитель Якутского культурного Центра Матрена Федорова-Куулар, директор Музея под открытым небом «Долина царей» в Пий-Хемском кожууне Омак Шыырап, руководитель Центра традиционных национальных культур Тувы, астролог Алексей Тевек, ученый секретарь музея «Алдан Маадыр» Ульяна Опей-оол, представитель монгольских тувинцев У.Цецегдарь и другие.

Открыли заседание А.Комбу и У.Опей-оол. М.Кенин-Лопсан изложил свою точку зрения на проведение праздника Шагаа, особо отметив, что лунный календарь был изобретен задолго до рождения Христа, а шаманизм является прародительницей всех религий мира. Старейшина высказал благопожелания в связи с предстоящим восточным Новым годом.

К.Бичелдей рассказал о непростом процессе возрождения народных традиций в Туве. Он вспомнил о первых попытках празднования Шагаа в Туве еще середине 80-х годов ХХ века и последовавшие за этим вызовы в обком КПСС, где им была устроена политическая головомойка. Восстановить этот народный праздник и закрепить его статус в новой Конституции Тувы 1993 года удалось гораздо позже. К сожалению, заметил ученый, в настоящее время мы стали чрезмерно увлекаться чисто внешними сторонами празднования, и предложил организовать поездку в соседнюю Монголию с целью изучения опыта организации празднования лунного Нового года там и заявил о своей готовности выступить спонсором этого мероприятия.

В.Багай-оол отметил, что с большим удивлением слышит заявления нынешних высокопоставленных даргаларов, ранее работавших в обкоме КПСС и хуливших народный праздник, объявляющих себя сегодня чуть ли не первыми возродителями и ярыми сторонниками празднования Шагаа. Он поделился своими воспоминаниями о трудном становлении этой народной традиции, вспомнив свою статью того времени в «Тувинской правде» о необходимости возрождения Шагаа, которая была встречена в штыки.

Б.Баатар поделился своими соображениями о праздновании монгольского Лунного Нового года Цагаан Сар и рассказал о влиянии современного быта монголов на традиции и обряды проведения этого праздника. А.Тевек рассказал собравшимся об астрологических особенностях наступающего года Курицы.

О.Шыырап поведал об истории празднования Шагаа в старой Туве. М.Федорова-Куулар рассказала о народных якутских праздниках и с сожалением констатировала, что до сих пор якутам не удается реанимировать национальный якутский новый год «Встреча Солнца», который раньше праздновался в мае в силу природных и климатических особенностей суровой северной Якутии.

У.Цецегдарь рассказала об особенностях празднования Шагаа монгольскими тувинцами и особо отметила о взаимовлиянии ламаистких и шаманских традиций в праздновании монгольскими тувинцами праздника Шагаа, в частности обряда «сан салыр» (освящение гор маленькими кострами, поклоняясь их духам).

А.Дугаров поведал об особенностях празднования Сагаалган в самой Бурятии и бурятами Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Агинского Бурятского Автономного округа. А.-Ч. Оюн и Л. Монгуш рассказали о проблемах взаимодействия шаманских и ламаистских традиций и обрядов в праздновании Шагаа.

Затем состоялся оживленный обмен мнениями и обширная дискуссия. Участники «Круглого стола» отметили, что празднование Шагаа в Туве стало общепринятым явлением и оно нуждается в дальнейшем совершенствовании и популяризации, поскольку в последнее время за театрализованными действами стало забываться глубинные смысловые значения этого народного праздника. «В наших силах сохранение и развитие подлинно национального народного праздника», – заявили участники мероприятия.

Наш корр. 

risk-inform.ru/text/2005/05/stol05.html

(2800 раз прочитано)

 
   
 Доска объявлений 
   
 
Другие материалы номера 5 >
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Последний путь кызылчанина (№12, 30 марта 2005 г.)
» Как хитрый Канчыр-оол с помощью суда шаманов облапошил  (№25, 23 июня 2004 г.)
Шолбан Кара-оол и шаманизм

Материал входит в раздел тематического архива:
 
   
Случайная картинка

В честь выборов Маша Распутина сменила фамилию на Ещёразпутина.

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube