Окончание. Начало в №6
Министерство обороны как будто задалось целью не оставлять без работы «Комитет солдатских матерей России». Каждый его промах оборачивается гибелью, убийством, увечьем или пропажей без вести солдат. Увесистые папки – переписка, документы, по которым матери, потерявшие своих детей, пытаются найти если не правду, то хотя бы останки, для погребения по-человечески.
Алеся Оюн пять лет назад потеряла в армии сына, служившего в соседнем Емельянове (и, как ей объяснили, вышедшего по нужде и пропавшего без вести). Бесплодные поиски закончились тем, что она возглавила региональный Комитет солдатских матерей. Все отписки, реакция официальных органов ей известна и просчитываема, как в дурном фильме, повторяющемся в сто тысяч первый раз. Она ведет профессиональный разговор (теперь есть такая профессия – детей от родины защищать) с военной прокуратурой, с командирами частей, со следователями и в результате переговоров с этой маленькой, несломленной женщиной многие чиновники вынуждены соблюдать закон, исполняя всё, что государство обязало их исполнять, но не контролирует.
«Солдаты возвращаются инвалидами без выплаты страховых, родителей вынуждают за свой счет вывозить тела погибших, родственникам убитых тоже полагаются компенсации», – говорит она и показывает тома дел, по которым удалось отстоять права солдат и их родителей. По мониторингу, проводимому Комитетом, в списке наиболее неблагополучных для прохождения службы (откуда больше всего жалоб призывников и родителей) числятся военные части, дислоцированные в г.Борзя, г.Кяхте, г.Железногорске (Красноярского края).
Неуставные отношения, помноженные на бытовой национализм, делают существование солдат невыносимым. Железногорск «прославился» тем, что призывников из Тувы буквально пытались утопить со словами: «Узкоглазых топить в Енисее!». Совместными усилиями Комитетов солдатских матерей (которые есть почти в каждом регионе России) в Красноярском крае удалось сформировать часть, куда, по возможности, переводят тувинских солдат, подвергающихся издевательствам. «Они успешно служат и возвращаются без ЧП домой», – говорит Алеся Кызыл-ооловна.
В списках солдат пропавших без вести, в Комитете числятся шесть призывников, иные из которых сейчас уже ждали бы из армии собственных детей. Владислав Куру пропал 5 января 2003 г. в г.Борзя из в/ч 36996.
Шолбан Оюн пропал из в/ч 90709 Ведяево Мурманской области 30.12.2002 г. Найден обгорелый труп, у родителей нет средств на эксгумацию и экспертизу.
Мерген Оюн пропал 08.11.2000 г. из в/ч 12313 в п. Кедровый Емельяновского района.
Артем Монгуш пропал 01.10.1997 г. из в/ч 16877 в Улан-Удэ.
К. Сарыглар пропал из в/ч 95763 г.Сковородино в 1980г.
Виктор Куулар пропал в 1982 г.
Список тех, чью гибель удалось доказать, как убийство.
Экер Суге-Маадыр был убит 03.05.2003г. в в/ч 93855 в Иркутске, экспертиза указала, что умер от «желтухи», повторная – подтвердила смерть от избиений.
Экер Оттуг-оол убит 06.07.2003г. тремя офицерами, избивавшими его, приковав к батарее. Решением Верховного Суда РФ убийцы приговорены... к одному году условного лишения свободы.
Ай-Херел Сарыглар убит в день своего рождения 21.09.2003 в в/ч 23243 Курской области пьяным «дембелем».
Всем им приписывалось дезертирство, – это удобно и выгодно армии. Не нужно тратить ни времени, ни денег. Лишь последний случай исчезновения призывника из Кызыла имел счастливый финал. Проданный командиром в рабство солдат успел позвонить маме, что уже не служит, а работает. Усилиями Комитетов солдатских матерей в Кызыле, Москве и Грозном удалось найти его, вызволить и в июле прошлого года привезти домой, в Туву.
Реалии времени: солдат имеет цену, его можно продать, обменять, заложить, если мешает – убить. И всегда есть выход – списать в дезертиры или в пропавшие без вести.
Наш святой материнский долг, как это видится с высот политики – бесперебойно поставлять государственной машине сырьё. О том, что у родителей могут быть отличные от планов Генштаба виды на собственное дитя (например, на его помощь в старости и на своё продолжение во внуках), не задумывается никто, кроме мам и пап, получающих сначала повестку из военкомата, а затем и казённый гроб с телом, уже не пригодным государству.
В Великую Отечественную суверенная Hародная Республика Танну-Тыва выступила на стороне СССР, посылая на фронт не только эшелоны грузов, эскадрильи самолетов. Тувинский кавалерийский полк, тувинцы – Герои Советского Союза – были еще одной, неизвестной «Нормандией-Неман». Если бы знать, что их внуков и правнуков в новой российской армии будут убивать...
Саяна Монгуш