Весна принесла долгожданное тепло. И хотя по утрам ещё под – 30, измученные кызылчане поспешили переодеться в более лёгкую одежду, с удовольствием подставляют лица солнечным лучам и не стараются вспоминать о трескучих морозах...
Город крыли ранние сумерки. Белесый морозный туман застилал перспективу, ясный закат обещал понижение температуры, хотя, казалось, куда ещё ниже – на термометрах уже приближалось к минус пятидесяти. Школьники – на особом режиме. Не желая скучать в квартирах, детвора, несмотря на строгости матерей, убегает во двор, на катушки. Вдоволь накричавшись и намёрзнувшись, дети возвращаются домой, в тёплые квартиры. Да, именно в тёплые. Но чей труд стоит за температурным комфортом квартир кызылчан? Задавшийся этим вопросом должен побывать на восточной окраине города, где дымит высоченными трубами огромное здание Кызылской ТЭЦ.
В кабинете директора ТЭЦ почти не ощущается ритм работы огромных механизмов, дающих тепло городу. Наверное, так и должно быть: город, который целиком и полностью зависит от огромного механического сердца ТЭЦ, не должен ощущать его биения. Не должен... Но на деле всё не так, – как раз ритм его работы и тревожит горожан. Потоки угля должны притекать к топкам, чтобы дать толчок гигантским механизмам, вырабатывающим тепло. А они – эти потоки – имеют тенденцию превращаться в грозящие прерваться тонкие нити недопоставок. И это в то время, когда показатель термометра скатывается к минус пятидесяти...
Вот сейчас запасов топлива на два-три дня работы... А что потом? Есть над чем задуматься руководителю ТЭЦ А.А.Троцану. Но даже для такого рода раздумий работа порой не оставляет Андрею Анатольевичу времени. Прозвенел звонок, и директор весь внутренне подобрался – ему доложили о перебое в углеподаче. Директор тотчас же связался с ремонтниками. Ему захотелось самому быстро переодеться в спецовку и бежать к тревожному участку – сказалась многолетняя работа Троцана в низовом коллективе, когда ему своими руками приходилось ликвидировать неполадки. Но оказалось, ремонтники уже приступили к ликвидации прорыва. А вскоре доложили и об окончании ремонта. Тут бы вздохнуть с облегчением, но забота о завтрашнем дне предприятия не даёт полностью расслабиться даже в домашней обстановке.
Неплатежи приводят к нарушению взаиморасчётов теплоэлектростанции с поставщиком угля – Каа-Хемским угольным разрезом. И вот уже лихорадит всю систему, построенную по схеме «поставщик-потребитель». Классическая схема «деньги-товар» обретает беспощадную жесткость. Неплатежи безработного населения и ряда предприятий, находящихся на грани банкротства, ставят поставки тепла городу на грань срыва. Когда птица мёрзнет на лету, и механизмы могут отказать. Ремонтники не могут себе позволить заменить вышедшие из строя узлы сразу блоками, как это делают на аналогичных станциях Красноярского края, а латают и поддерживают в рабочем состоянии те агрегаты, которые проще было бы заменить. Только благодаря этим «левшам» и «кулибиным» сегодня рядовые потребители тепла и недобросовестные плательщики могут спать относительно спокойно.
Опытный руководитель, прошедший с низов инженерную и оперативную службу, Андрей Троцан смог воспитать кадры, с которыми не страшны аварийные ситуации. Среди них заместитель главного инженера В.Ф.Кобяков, старший машинист котельного цеха Л.Ю.Ячменёв, дежурный слесарь котельного цеха Г.А.Иванов, мастер по ремонту котельного оборудования А.С.Долгих, машинист топливоподачи Т.В.Бобылёва, электрик-монтёр главного щита управления Н.В.Ячменёва, электрогазосварщик В.Г.Меньков, машинист турбины С.Г.Гусейнов, инженер ПТО Л.А.Отвагина, электромонтер ГЩУ В.Н.Маныкай.
Это они в глухие морозные ночи стоят у оперативных щитов, накладывают бандажи на прорванные трубы, согнувшись в самых немыслимых позах, приваривают сорванные крепления.
Ломаются углеразмольные механизмы, выходят из строя приводы, трещит броня на угольных мельницах, а люди – выстаивают. Сокращая часы отдыха, забывая о личных делах, они вновь и вновь подают тепло в город. Прекрасно работает в лаборатории химводоочистки коллектив в составе аппаратчиц И.Н.Володиной и Н.Г.Диденко и машиниста-обходчицы И.Е.Крыковой. Человеческий фактор оказался прочнее и надёжнее фактора чисто технического, но и его нельзя эксплуатировать вечно, и об этом должны помнить в правительстве республики, помощь со стороны которого в разрешении постоянно возникающих критических ситуаций пока символична.
Но мало тепло выработать – его необходимо довести до людей. И тут ключевая роль – за тружениками аварийно-ремонтной службы МУМ «Наш Дом». Именно они отвечают за то, чтобы в квартирах людей было тепло. В Кызыле тепловое хозяйство старое и постоянно требует пригляда и ухода.
...В понедельник начальник аварийно-ремонтной службы МУП «Наш дом» В.В.Столяров проснулся раньше обычного. Сегодня предстояло идти в горотдел, где должны были завести дело по факту разукомплектования принадлежащей службе технике. Злоумышленники сняли детали из цветного металла. Открытие многочисленных пунктов по приёмке чермета и цветмета провоцирует многочисленных безработных на хищения. Много раз Виктор Владимирович ставил вопрос перед членами правительства об упорядочении работы этих приёмных пунктов, но безуспешно. А город продолжает нести убытки – похищаются дефицитные детали из цветного и чёрного металлов. Вес некоторых из них настолько внушителен, что похитители, по-видимому, применяют тяжёлую технику.
Из беседы с инспектором Столяров понял, что привлекать похитителей, скорее всего, не будут. Очевидно, милицейское начальство считало это дело слишком мелким, чтобы давать ему законный ход. И его позицию можно было понять: доведённые безработицей до отчаяния, люди пускались во все тяжкие, чтобы прокормить себя и семью. Но, как говорится, только проблем с воровством цветмета с территории ещё и не хватало. Морозы в этом году взяли круто, и для аварийно-ремонтной службы это настоящее испытание. Трещат замерзающие стояки в подъездах с выбитыми дверьми и стёклами, не выдерживают напора ржавые магистрали, срок службы которых давно истёк. Одна из главных проблем – подача горячей воды в городские системы отопления. Подаваемая вода должна быть очень горячей, более ста градусов по Цельсию. Это очень важно, так как обращаемость воды в системе зависит от разницы температур на входе и выходе. У ТЭЦ же свои проблемы с количеством топлива и с перегруженностью тепловой системы абонентами. Всё это имеет прямое отношение к работе аварийно-ремонтной службы.
До тридцати бандажей в сутки приходится накладывать слесарям службы. То там, то здесь в городских подъездах сверкает голубой огонь электросварки, и там, где поработают ремонтники Столярова, люди вздыхают с облегчением – к ним возвращается тепло, а следовательно – нормальная жизнь. Работники неплохо оснащены, у них полный набор инструментов. Но раздобыть всё нужное для работы было не так-то просто. И кто знает, скольких забот и трудов стоит, сколько часов отдыха и сколько непросмотренных интересных телепередач уложено в короткое слово «надо». А сегодня стоит побывать на территории предприятия, где действуют цеха – кузнечный, пластмассовый, чтобы убедиться, что многое из необходимого может быть выработано на месте. А начинать оснащение службы приходилось почти с нуля, если не считать токарного и заточного станков, оставленных предшественниками Столярова. Многие приспособления сделаны из чермета умельцами службы. А сейчас предприятие может выпускать даже фирменную продукцию – полторы тысячи распределительных коробок было сделано цехами аварийно-ремонтной службы.
Когда Виктора Владимировича попросили назвать передовиков предприятия, он ответил:
– Что сказать по этому поводу... Сегменты нашей службы взаимозависимы, и если наше предприятие заслуживает общей положительной оценки, то и заслуга здесь общая.
В.Данилов