(КУЛЬТУРА НА ЗАДВОРКАХ ВЛАСТИ)
27 марта – Международный день театра
Ветераны государственного ансамбля «Саяны» часто вспоминают смешную выходку бывшего министра культуры Тувинской АССР, произошедшую в Монголии, во время гастролей. В те времена обычным явлением были торжественные банкеты в духе Брежнева, обильные возлияния, взаимные комплименты. Один из артистов ансамбля решил опохмелиться и зашел в юрту для руководителей делегации. Изрядно выпивший министр налил полную чашу араги и спрашивает:
– Почему вчера плохо пел? А?
– Я не пою, я танцую, С-вич! – ответил изумленный артист.
– Долей-ле! (Всё равно!)
С тех пор, если кто-нибудь начнет серьезно рассуждать об искусстве, артисты вмешиваются и произносят: «Долей-ле!» Кто знает, все смеются...
Погибает русскоязычная культура – нынешним властям всё равно! Исчезли гастроли соседних республик – всё равно! Не печатается журнал «Улуг-Хем» на русском языке – всё равно! Детские книжки слишком дорогие – всё равно! Дети, подростки матерятся похлеще кочегаров – всё равно!
Хорошо одетые девчонки-студентки возле филиала Новосибирской Академии потребкооперации во время перерывов выходят на улицу, курят, пьют пиво и препохабно ругаются. И считается это нормальным для будущих юристов и менеджеров.
Нравственная деградация кызылчан началась с 1966 года, с появлением телевидения. Перестали ходить в театр, в филармонию. То, что исчезла русская труппа Муздрамтеатра, виноваты сами русскоязычные зрители. Исчезли настоящие любители театрального искусства.
До сих пор со стыдом вспоминаю полупустые залы на концертах знаменитых на весь мир Бориса Штоколова, ансамбля скрипачей Большого театра, оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Спивакова... Даже цветы не смогли вручить! В других городах, за рубежом за полгода вперед заказывают билеты на их концерты. Вспоминаю грустные глаза Евгения Леонова, выступавшего в полупустом зале филармонии.
А на эстрадную халтуру, где ничего выдающегося нет, и за рубежом их не признают – идут толпою. Даже на лже-артистов, которые оставляют зрителей лохами, прокрутив миллионы рублей...
В больницах я заметил, что зрители-пациенты включают только «мыльные» бразильско-мексиканские сериалы, с телячьими голосами и телячьим же интеллектом, детективы с милицейскими оборотнями; а телепрограммы, где требуется поднапрячь мозги («Зеркало», «Основной инстинкт», «Момент истины» и т.д.) сразу же выключают.
В 50-х годах Кызыл был самым театральным городом. Артисты, режиссёры в те времена несли подлинно национальные традиции русского театра, который был университетом жизни. Сегодня – комментаторы жизни.
Были талантливые артисты, смелые режиссёры. Один из последних крупных спектаклей русской труппы я просмотрел и в Кызыле, и в театре им.Вахтангова в Москве. Я был поражён – наши кызылские артисты играли лучше, и художественное оформление было лучше, чем у москвичей. Раньше театр был катарсисом, сейчас приходят отдохнуть.
Значит, и администраторам театра, и коллективу русской труппы не надо отсиживаться в стенах театра, а идти навстречу крупным коллективам, искать и зажигать меценатов-спонсоров. Очень плохие патриоты русской культуры в городе Туране, в посёлках Сарыг-Сеп, Балгазын, Бай-Хаак. Какой бы хороший спектакль ни привезли, в Домах культуры всего по 10-15 зрителей. А чиновникам администрации – всё равно!
Чем живут односельчане? Каков духовный мир современных сельских жителей в русскоязычных городах и посёлках – чиновникам и депутатам «всё равно»!
Горестно было слушать выступление советника Президента РФ Р.Абдулатипова в телепрограмме «Регионы. Прямая речь». Он привёл ужасные цифры проверки Севера и приравненных к нему местностям в 2003 году: на культуру выделяется 60 копеек на одного человека в год, на спорт – 30 копеек. Он грустно отметил: «...из 209 миллионов рублей доходит только 30 миллионов...». Вот с такими ворюгами-чиновниками мы сегодня вместе живем и собираемся строить правовое государство. Крохоборы несчастные, мародёры-финансисты, – когда вы опомнитесь?!
Где-то я вычитал, что при графе Аракчееве, наместнике молодого царя, взяток среди российских чиновников не было. Наместник сам не брал и другим не позволял. Зато чиновник дрожал, чтобы под большую пенсию, да ещё землю-поместье бесплатно дарили. И чиновник старался, как мог.
После Аракчеева, жестоко высмеянного в эпиграмме Пушкина, взяточничество вновь появилось, а сегодня разрослось до ужасающих масштабов.
Убитый журналист, депутат Госдумы Юрий Щекочихин, побывавший в Туве, незадолго до своей трагической смерти заметил:
– У нас (в России. – С.Б.-Н.) очень опасная ситуация – когда государство сильнее общества, личности...
К нему можно приложить и слова Булата Окуджавы: «...Я бы хотел, чтобы власть была твёрдая, высокоинтеллектуальная... Я бы хотел, чтоб власть не вмешивалась в мою личную жизнь».
У нас в республике всё наоборот: наверху самые бескультурные, неинтеллектуальные идиоты-чиновники, не уважающие личность каждого человека. Корчат из себя ангелов с крылышками. А на самом деле им «долей-ле!» – «всё равно!»
Сергей Баир-Неистовый
От редакции: автор принёс этот материал за день до известия о планах правительства Тувы передать в аренду кинотеатр «Найырал». Перефразируя известное библейское изречение, нельзя служить одновременно Музам и Маммоне. Не надо долго напрягать ум и память, чтобы догадаться, какому богу служат чиновники, скажем, того же Министерства культуры. Свои служебные обязанности они, похоже, видят в устройстве различных массовых праздников, по количеству которых Тува выходит, пожалуй, на первое место в России, да в устройствах различных конкурсов красоты...
Известно, что путь от обезьяны до человека занял два миллиона лет, а обратный путь бывает значительно короче. Похоже, наши чиновники уже на него вступили. И тянут за собой других...