В Туве разгорается новый коррупционный скандал. Группа лиц, имеющих непосредственное отношение к правительству и мэрии г.Кызыла, решила «прихватизировать» народное достояние – уголь Тувы. Для этого они зарегистрировали целый ряд предприятий и создали цепочки добычи, транспортировки и реализации тувинского угля.
Базовым предприятием угольной аферы стало единственное в Туве угледобывающее предприятие – угольный разрез «Каа-Хемский». Директор – А.Болат-оол. Там уголь добывают и по блату сбывают по заведомо заниженной цене в 511 рублей за тонну, которая должна неминуемо привести разрез к банкротству. Для перепродажи тувинского угля оформлен ряд фирм-однодневок.
Основной является ОАО «Управляющая компания «Уголь Тувы» с уставным капиталом в 100 тыс. рублей. С 22 сентября 2004 года её возглавил москвич некто А.И.Ковалев, по совместительству возглавляющий также московскую фирму ООО «Евросибтрейдинг».
В учредителях этой замечательной компании «Уголь Тувы» числятся столичные фирмы: ковалёвский «Евросибтрейдинг» (25% уставного капитала), ООО «Карбон Стилс» Архандеева Сергея Владимировича (25%), тувинские ООО «Саянконсалтинг» Сарыглара Арика Кан-ооловича (24%) и Министерство имущественных отношений РТ (26%). В Совете директоров компании собрался тоже народ не из последних: кроме вышеупомянутого Ковалёва, там обустроились Шолбан Сарыг-Кидисович Куулар, Менги Михайлович Оюн и сын председателя правительства РТ Андриян Шериг-оолович Ооржак.
«Конкурирует» с «Углём Тувы» некое ООО «Ратна», зарегистрированное безызвестным Ч.А.Бады, но возглавляемое человеком с вполне известной в Туве фамилией – Яндай-оол – сыном заместителя мэра г.Кызыла В.Б.Яндай-оола.
«Покупает» в больших объемах уголек и некая московская фирма «Сервис». При этом она регулярно составляет акты на некондиционный уголь, но, тем не менее, отгрузка без предоплаты успешно продолжается с Чаданского участка угольного разреза. Конкуренты отчаянно борются на рынке угля, поставляя его абаканскому ООО «Нео Ресурс», который гонит уголь в Запорожье, Витебск, Магнитогорск, Кемерово и Липецк. При этом странное дело: у них у всех одна «крыша» – ОАО «Торговый дом «Гаруда», где они официально зарегистрированы.
При возросшем спросе на тувинский уголь разрез не поднимает на него цену и официально не увеличивает добычу – в текущем году запланировано добыть и поставить угля меньше, чем в прошлом и позапрошлом.
Как видим, вся деятельность множества как бы друг от друга независимых фирм имеет одну общую связь – с правительством Тувы и родственниками высших должностных лиц республики и ее столицы. Но не в этом криминал.
Как известно, угольный разрез «Каа-Хемский» фактически банкрот. Только его задолженность перед бюджетом значительно перевалила за 53 млн. рублей. Задержки заработной платы стали нормой. С потребителями угля внутри республики директор разреза не церемонится – Арбитражный суд завален исками к энергетикам республики. На Кызылскую ТЭЦ всю зиму уголь шел только с помощью прокуратуры. И в это же время были открыты настежь угольные ворота для сомнительных фирм-однодневок без имени и истории, получающих уголь без оплаты.
Вы скажете: «Рынок! Кто смел, тот и съел». Правильно! Если вести речь о добросовестной конкуренции. К примеру, появился рынок сбыта. Производитель должен был на него отреагировать должным образом – заключить договор и отгружать напрямую по предоплате. Но он так не делает.
Что, директор разреза Болат-оол такой тупой и неразворотливый? Сомнительно. Да и посредники – в основном начальственные сынки, которые не то что в угле и маркетинге – в хойтпаке вряд ли толком разбираются. А Болат-оол всё-таки горняк. И, тем не менее, вместо того, чтобы получать за тонну более 3.000 рублей, он без оплаты грузит за 511, отдавая бог знает кому огромный навар. Причем у угольного разреза и «Угля Тувы» вроде как один хозяин – Минимущество Тувы.
Вы можете рассказывать сказки сколько угодно, но объяснить, почему более 30 млн. рублей прибыли угольного разреза осело в карманах Ковалева, Ооржака и Яндай-оола, а потери бюджета составили не менее 10 млн. рублей, не сможете. Как и то, что после огласки уголь стали грузить воровски, по ночам, чтобы не бросалось в глаза.
Когда верстался номер.
Как стало известно редакции, не исключено, что на угольном разрезе ведется двойная бухгалтерия и неучтенный уголь Чаданского участка приносит дивиденды напрямую. Азарт захватил компанию и вот уже унитарное предприятие «Гудрон» заказало на железной дороге 100 вагонов под уголь. А это значит, что приватизированный аффилированными лицами уголек продолжает кормить властную верхушку.
И всем «Долей-ле!»
Отдел борьбы с негодяями