Сергей Конвиз:
15 апреля 2005 года Сергей Семенович Конвиз отметит свой 50-летний юбилей, и накануне этого события мы решили взять у него короткое интервью.
– Сергей Семенович, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в республике?
– Как опасную. Для общества. Правящая элита Тувы раскололась окончательно, и примирение вряд ли возможно. Глава республики во многом утратил контроль над парламентом, столичной мэрией и федеральными структурами в Туве. Фактически в его руках остались лишь полицейские силы и предприятия республиканской собственности. Инициированная правительством конфликтная ситуация приняла публичный характер и вышла за пределы республики. Всё это очень опасно.
– Каковы, на Ваш взгляд, основные причины эскалации напряженности?
– Вспомните историю: Ш.Оооржак не ладил со всеми парламентами. И К.Бичелдей, и Ш.Кара-оол, и В.Оюн быстро оказывались у него в немилости. Особенно сегодняшний.
Причина проста: за 15-летний развал экономики и обострение социально-экономического положения жителей Тувы пора отвечать. Россия давно перешла от развала к восстановлению и развитию потенциала, а в Туве всё по-прежнему.
К тому же В.В.Путин главной задачей поставил борьбу с бедностью и удвоение ВВП и изменил порядок обретения полномочий руководителями регионов через назначение их парламентами. А с этим у нас как раз самые большие проблемы. Бедность – одна из самых больших, роста экономики фактически нет, а вопрос утверждения парламентом Ш.Ооржака в должности председателя правительства вообще носит риторический характер. Отсюда и стремление правительства создать экстремальную ситуацию, чтобы переломить положение. Пока у него получается.
– Но ведь правительство обвиняет парламент и Вас в том, что до сих пор не принят бюджет на 2005 год.
– Здесь, на мой взгляд, проблема в том, что исполнительная власть Тувы неправильно информирует о ходе бюджетного процесса и полномочиях законодателей. Да, депутаты обязаны принять Закон о бюджете. Но не любой, подсунутый правительством, а тот, что соответствует Закону и интересам населения.
И именно депутатам дано право оценивать проект бюджета – хорош он или нет. А досужие вымыслы, что в парламенте сидят филологи, зоотехники, юристы и строители, не понимающие сути бюджета, – просто мерзость. Парламент именно по такому принципу и должен формироваться – там должны быть представители НАРОДА, а не соглашатели. И правительство обязано с ним считаться, а не шельмовать народных избранников – это и есть реализация принципов демократии.
Что же касается меня лично, то я к бюджетному процессу отношения не имею, поскольку не являюсь депутатом. А вот моя жена, депутат, полагает, что нужно сократить финансирование чиновничества, а на увеличение зарплаты учителей и врачей, содержание профтехобразования, а также благоустройство и обеспечение безопасности жизни в столице денег найти. И я с ней согласен. Поскольку, если не будем финансировать работу профтехучилищ, ребята окажутся на улице. Учителя и врачи разбегутся, а Кызыл продолжит перевоплощение в Чадан.
– Сергей, Семенович, почему у нас всё так плохо и мрачно?
– Главная причина – наш местный гарант порядком засиделся в кресле, реально не воспринимает окружающее, и главную задачу видит в сохранении должности. Жизнь в стране ушла далеко вперёд, а мы сидим с ним вместе в нашем затхлом болоте. Уже выросла целая команда способных людей, которые готовы взять на себя ответственность за республику, но он им дороги не даёт.
– Что же делать?
– Жизнь своё все равно возьмёт. Вопрос лишь во времени, когда наступят перемены. Мне бы не хотелось, чтобы в Туве события начали развиваться по киргизскому примеру. По новому закону, теперь у Президента России есть все полномочия по наведению спокойствия – путем замены Главы республики. Всё равно у Ш.Ооржака нет никаких шансов быть утвержденным парламентом Тувы.
Посмотрите – второй год подряд Минфин РФ уменьшает бюджет Тувы, а сейчас к тому же «удержал» полмиллиарда рублей в счет погашения задолженности по кредиту «Гермес». Вне всякого сомнения, финансовую помощь окажут только новому человеку, не отягощенному грузом прошлых ошибок. Если бы Шериг-оол Дизижикович думал о народе, он бы ушёл сам.
– Общественность всколыхнуло Ваше посещение подвалов местной «лубянки». Может быть, поделитесь впечатлениями?
– Впечатление не очень хорошее. Похоже, здесь ничего не меняется. Та же антисанитария, те же сидельцы. К примеру, в камере сидит двадцать второй день шестнадцатилетний парень Байкара. А по Конституции разрешено держать лишь 48 часов. И никого это не волнует. Нет не то что матрасов – простынок нет, и он спит на стальной полосе.
– За что на Вас так ополчились?
– Как мне сказал полковник Лазарев, его не устраивает, что я издаю газету и влияю на общественное мнение.
– Но это же незаконно!
– Именно поэтому вскоре вмешался прокурор города В.Ведягин и восстановил законность. Хотя, на мой взгляд, главная причина пристального внимания ко мне лежит в заинтересованности близких к Главе республики людей и высокопоставленных милиционеров в угольной афере, разворачивающейся на наших глазах, и публикациях о ней в «РИСКе».
– Как Вы намерены реагировать?
– Из Государственной Думы России ушли соответствующие запросы по этому поводу, и пока будем ждать реакции. Горячие головы хотели объявить голодовку и акции гражданского неповиновения, но мы посчитали их преждевременными.
– Как продвигаются дела по искоренению фальсификаций выборов в Туве?
– Никак. Пока новый прокурор республики В.Кизикин поручил провести проверку фактов, о которых раньше писала газета. Больше ничего не известно. Суды прочно держат сторону фальсификаторов.
– Как можно изменить их отношение? Может быть, поменять законы?
– В связи с этим приведу пример заявления Генерального прокурора РФ В.Устинова на коллегии МВД РТ. Говоря о злоупотреблениях в МВД, он сказал, что законы тут ни при чём – просто нужно назначать на должности честных работников. Так и с судьями. Кто честен, тому закон – не помеха. Кстати, мы на днях получили ответ из Международного суда в Страсбурге, который сообщил, что жалоба по решению суда по иску Ш.Д.Ооржака к газете «РИСК» принята к производству. Будем надеяться, что во взаимодействии с международными судейскими инстанциями нам удастся пристыдить тувинский суд. Правда, процесс этот не быстрый. Но необходимый.
– Что Вы можете сказать о последнем выступлении Ш.Ооржака по телевидению?
– Фарс. Хотели представить действие как диалог с народом. Я дозвонился и спросил: как можно сократить затраты на содержание правительства и уменьшить воровство при строительстве бюджетных объектов? На другом конце прозвучало: «вопрос не корректен». И пошли гудки.
Позор, когда Глава республики по местному телевидению отвечает на заранее согласованные вопросы, поливая грязью своих оппонентов и не отвечая на реальные вопросы. Мне, конечно, приятно быть перечисленным в одной компании с известными депутатами – В.Оюном, К.Бичелдеем, А.Дамба-Хуураком, В.Бартына-Сады, С.Сафриным и Б.Балчий-оолом. Но в суд Ооржака потащу.
За свои слова надо отвечать. Но должен признать, что его выступление очень символично – он пошёл ва-банк. И теперь либо он – либо парламент. А зря. Не следует доводить дело до такого состояния, что, как Акаев в Киргизии, придется «делать ноги», благо у него есть выбор: хоть в Турцию, хоть на Алтай. Надеюсь, в СибФО это понимают.
– Что Вы сейчас считаете наиболее актуальным?
– Ш.Ооржак понимает, что при сегодняшних взаимоотношениях с законодателями ему ничего не «светит». Поэтому разрабатываются планы лишения ЗВ ВХ кворума и назначения досрочных выборов нового состава на осень этого года. А потому избирательная комиссия РТ принимает меры к срыву выборов депутатов по 5 округам, назначенных на 17 апреля. Поверьте: парламентский кризис может привести к серьёзным последствиям. Никому, кроме него, он не нужен. Поэтому не нужно поддаваться на провокации. Парламент следует активно поддержать. И в первую очередь – участием в голосовании 17 апреля. Будет устойчивый парламент – будет спокойнее обстановка. Остальное, я надеюсь, сделают А.Квашнин и В.Путин.
– Поздравляем Вас с наступающим юбилеем...
– Раньше времени не поздравляют. Приходите 15 апреля.
– Спасибо за интервью и приглашение.