Республика Тыва:
Россия – страна преимущественно северная. К тому же в ней есть огромная территория с особо суровым климатом – Сибирь. Именно здесь наиболее остро стоит вопрос обеспечения социальных, промышленных и других объектов теплом и светом. Зима с октября по март с морозами за 40 для этих мест является нормой. А если взять, к примеру, Норильск или Тыву, то там климатические условия просто экстремальные.
Во времена плановой советской экономики проблема выравнивания условий жизни и затрат на жизнеобеспечение решалась путем установления директивных цен на все, в том числе и на энергоносители. Услуги и товары широкого потребления были дешевы, потому что дотировались государством. При этом цены и тарифы, а, соответственно, размеры зарплат и пенсий, различались с учетом климатических поясов. Цены соответствовали платежеспособности населения. Климатические неудобства государство компенсировало рублем.
Сейчас времена другие – экономика стала рыночной. Цены на все товары и услуги не дотируются, а частные собственники, как, например, в случае с ценами на нефтепродукты и газ, целенаправленно подтягивают их к мировым. От этого в первую очередь страдают те регионы страны, где борьба с климатом требует дополнительных затрат энергии. А если регион дотационный, как Тыва, то решений может быть два: нужно либо дополнительно платить населению «за климатические неудобства», либо проводить особую тарифную и ценовую политику.
Так или иначе, проблему придется решать. Энергетики Тывы не могут выполнять функции амортизатора, поскольку не являются социальной службой. Это приведет к банкротству энергосистемы и коллапсу в обеспечении населения, предприятий и организаций тепловой и электрической энергией. А потому тарифы на их услуги должны быть экономически обоснованы и позволять энергосистемам не только сохранять свой потенциал, но и развиваться в ногу со временем. Население республики ропщет, но платит за бензин, цены на который сравнялись с мировыми, так почему же тепло и свет должны стоить на порядок дешевле, чем за границей? Потребители отстаивают другую точку зрения: мы не знаем, как вы там рассчитываете свои тарифы, но платить по ним мы просто не в состоянии!
Конечно, пример с бензином не вполне корректен – нет денег – иди пешком. Гораздо труднее отказаться от тепла в квартире, горячей воды и света.
Так кто же прав? Для того чтобы республиканская энергетика не развалилась, правительство Тывы должно установить экономически обоснованные тарифы и периодически пересматривать их с учетом темпов инфляции. А самое главное – платить по договорам за потребленные бюджетными организациями энергоресурсы. Тем самым показывая пример исполнения закона всем жителям республики.
А пока энергетики ведут явно неравную борьбу за выживание. Не только с недобросовестными потребителями, но и с прокуратурой.
В Тыве возбуждены уголовные дела по фактам отключения от электроснабжения нескольких школ г.Кызыла, в результате чего комитету по образованию якобы был причинен ущерб в полмиллиона рублей. Сумма ничтожная по сравнению с почти тридцатичетырёхмиллионной задолженностью городского бюджета за уже потребленные и неоплаченные тепло- и электроэнергию. В том числе «потерпевший» комитет по образованию задолжал 555 тыс. руб. за свет и более 7 млн. руб. – за тепло.
Весьма сомнительна примененная следствием методика расчета ущерба. За основу была принята стоимость часа работы учителя, размер определялся умножением на количество уроков, «сорванных» по вине энергетиков. Хотя по многочисленным свидетельствам занятия в светлое время проводились, а отключение электричества даже привело к некоторой экономии муниципальных финансов.
Но на это следователи внимания не обратили, как и на многие другие важные обстоятельства. Еще бы! Дело было возбуждено чрезвычайно срочно по звонку высокого начальства после трансляции по первому федеральному каналу сюжета об отключении электричества в кызылских школах. Испуганного руководителя отдела народного образования Г.Гостеву подняли с постели и привезли для допроса в прокуратуру в час ночи. Что пережила бедная женщина и что с испугу наговорила?
Все расследование уложилось в 10 дней. Вряд ли это тот рекорд, которым можно гордиться. Очень похоже, что органами движет не столько поиск истины, сколько чье-то горячее желание запугать энергетиков, заставить беспрекословно и бесплатно подавать свет и тепло.
По крайней мере, к главному организатору проблем энергоснабжения школ мэру г.Кызыла Д.Донгаку никаких претензий у следствия не имеется. А он, по сути, признал, что горадминистрация в нарушение закона и договорных обязательств не платила за свет и тепло.
С января по март задолженность школ перед «Тываэнерго» за электроэнергию выросла со 140 тысяч до 555,7 тысячи рублей, за тепло – с 3,7 миллиона до 7. В результате этого энергоснабжающее предприятие поставлено на грань финансового краха. «Тываэнерго» должны 456 миллионов, а оно – за уголь и покупную электроэнергию – 583 миллиона рублей.
Интересно, что, раздавая предвыборные обещания в 2002 году, выше упомянутый Д.Донгак в первом пункте своей программы посулил кызылчанам обеспечить бесперебойную подачу тепла и электроэнергии. Правда, от слов к делу так и не перешел. Бюджет Кызыла вместо обещанного роста почему-то «усох» по сравнению с тем временем, когда городом командовал предыдущий мэр.
Возможный выход созрел в недрах властных структур – обанкротить энергосистему и забыть про долги перед энергетиками. Нечто подобное уже было сделано с крупнейшим энергоснабжающим муниципальным предприятием «Тувкоммунэнерго», при банкротстве которого «испарились» сотни миллионов долгов перед ОАО «Тываэнерго».
И сам Ш.Ооржак сделал, кажется, всё, чтобы усугубить бедственное положение энергетиков, принимая меры для установления в республике тарифов на тепло ниже предельно минимального уровня, который установлен Федеральной службой тарифов. Что это – противопоставление себя центру?
Уровень жизни в республике – один из самых низких в федерации, зато процветает явная и скрытая безработица. Нужда толкает людей не только собирать коноплю, но с риском для жизни лезть на столбы и снимать провода, грабить оборудование подстанций.
Недавно страну потряс пожар общежития в Кызыле на улице Паротурбинной, в результате которого погибли десятки людей. Причина – неисправность электрооборудования. А попросту – всё, что ремонтируется и меняется, тут же разворовывается.
С этим трудно не согласиться. На виду у всего города несколько лет злоумышленники «раздевали» многокилометровую теплотрассу – снимали оболочки из цветного металла. Металл не только сдавали, но и использовали для хозяйственных нужд, о чем было легко догадаться, издали осмотрев близлежащие подворья.
В Тыве, помимо хищений изделий, содержащих цветной и черный металлолом, большую проблему представляют хищения электрической энергии. Зимой в отдаленных таежных селах можно наблюдать странную картину: сорокаградусный мороз, а дыма из труб нет. Объяснение самое простое – необходимая температура в жилье поддерживается при помощи самодельных электронагревательных приборов. Посреди всеобщей разрухи днем и ночью горит уличное освещение.
Все эти излишества, конечно же, никто не оплачивает. Попытки навести порядок местные правоохранительные органы не поддерживают. Так и живут тывинцы при «Ооржаковском псевдокоммунизме».
А зачем что-то менять? Не нужно принимать непопулярные меры, беспокоиться об обеспечении населения углём, тратить силы на организацию заготовки дров. Председатель правительства ограничивает свою активность заготовкой кизяка. Только люди давно уже не живут в юртах, а квартиру брикетами из навоза не протопишь.
Недавно принятый Жилищный кодекс позволяет с 1 марта 2005 года выселять злостных неплательщиков, Только в местных условиях эта мера вряд ли поможет – нерадивым жильцами нужно предоставить другое помещение по санитарным нормам, а переселять из одних трущоб в другие – смысла нет.
После возбуждения уголовного дела по отключению кызыльских школ в столице республики вновь появилось уличное освещение. Это значит, что долг мэрии растет с каждой ночью, а призрак банкротства ОАО «Тываэнерго» маячит все отчетливее. Добавит ли это авторитета власти и кому это выгодно?
Виктор ПРИХОДЬКО
«Комсомольская правда»,
7-14 апреля 2005 г.