Психоз по поводу бюджета-2005 тувинским правительством нагнетался долго и интенсивно. Вопли жаждущих бюджетных миллионов неслись со страниц правительственной прессы и государственного ГТРК. Мошенники от пиара пытались довести до сведения всех, включая младенцев, что «зловредные депутаты» как могут тормозят бюджетный процесс, пытаясь отрешить от должности председателя правительства, дни и ночи беспокоящегося за свой народ. Глас самого гаранта слышен не был – посчитали, что достаточно газетной шумихи.
Все ждали решающего сражения за бюджет 20 апреля. Министр финансов Р.Баян носился по рядам депутатов и убеждал бюджет не принимать. И это ему удалось. Заседание перенесли на 21 апреля. А 21 апреля, вопреки усилиям правительственных чиновников и продажных депутатов, принятие бюджета всё же состоялось.
Вечером 21 апреля республиканские СМИ, перефразируя вождя мирового пролетариата, сообщили: бюджет, о необходимости принятия которого так долго говорили и правительство и парламент, наконец-то принят. Правда, скоплений ликующего по этому поводу народа на улицах отмечено не было. Очевидно, что народ, озабоченный насущными проблемами собственного выживания, замордованный бесконечными реформами, безудержно растущими ценами и преступностью, потерявший всякую веру и надежду на лучшую жизнь, в основной своей массе остался равнодушен к бюджетным баталиям.
Осуждающие депутатов парламента письма «простых людей из народа», состряпанные на скорую руку правительственной пресс-службой и опубликованные в ходе бюджетных баталий на страницах газеты с претензионным названием «Тувинская правда», вряд ли можно считать за глас народа и расценивать как проявление его (в смысле – народа) глубочайшей заинтересованности всеми перипетиями бюджетного процесса.
Но, по совести говоря, перипетии эти были не лишены интереса и заслуживают внимания читателей. Нынешнее принятие бюджета интересно, прежде всего, с точки зрения проявления политической воли и характера депутатами парламента. Впервые в полной мере депутаты дали нелицеприятную, но справедливую оценку социально-экономического положения республики, назвав его кризисным, впервые во весь голос публично указав на пагубность и несостоятельность финансово-бюджетной и экономической политики, проводимой главой республики и возглавляемым им правительством.
Принимая бюджет 2005 года, депутаты дали понять правительству, что уважение к Закону должны проявлять все без исключения – рабочий и арат, депутат и министр, бомж и премьер. Уважать и исполнять Закон, а не кормить народ обещаниями, что он будет исполнен. Поэтому и требовали от правительства включения в бюджет предусмотренных законодательством средств на повышение в полном объёме заработной платы учителям, врачам и другим работникам бюджетной сферы, средств на содержание профессиональных училищ, на оплату «северных» компенсаций отпускникам.
Депутаты потребовали от правительства отказаться от ставшей уже привычкой политики иждивенчества и упования на манну небесную и призвали его начать работать самостоятельно, пусть пока не зарабатывая особо больших собственных доходов, но хотя бы правильно используя помощь федерального центра. Потому и настаивали на прекращении финансирования «маниловских» проектов подобных ковровому производству, канатной дороге и паркетной линии. Потому и предлагали правительству поумерить аппетиты в части финансирования исполнительной власти, напомнив, что кое-кто, агитируя народ за принятие новой Конституции, клятвенно заверял, что с упразднением института президентства количество правительственных чиновников существенно сократится за счет упразднения Администрации Президента и его представителей в кожуунах, а расходы на это дело практически будут сведены к нулю.
Администрацию-то сократили, но образовали Канцелярию с вдвое большей штатной численностью, а расходы на её содержание соответственно подскочили с 24,9 млн. рублей до 46,2 млн.
В результате мутации Полномочные представители Президента превратились в Полномочных представителей Председателя Правительства с весьма высокой зарплатой и необременительными обязанностями бродить по околотку и надзирать: все ли должностные лица кожууна в достаточной степени лояльны к республиканской власти, достаточно ли усердно проявляют верноподданные чувства, и не злоумышляет ли кто против «внутренней политики»?
(В порядке отступления хотелось бы поделится с читателем сомнениями. Вроде живём мы в республике, являющейся неотъемлемой составной частью Российского государства, имеющего свою государственную политику, и наш Глава эту государственную политику, по его словам, вроде бы разделяет и даже проводит. Но для чего в его Канцелярии создано управление внутренней политики? И невольно возникает крамольный вопрос: что это за внутренняя политика такая, неужели она отличается от государственной?)
Не меньший интерес нынешний бюджетный процесс вызывает с точки зрения приводимой его участниками в республиканских средствах массовой информации аргументации. Если депутаты, отстаивая свои позиции, апеллировали к нормам законодательства, к заключениям специалистов республиканской прокуратуры, Счётной палаты, органов государственной статистики, то правительство в бюджетных дискуссиях чаще всего в качестве аргумента использовало незамысловатое словосочетание «сам дурак!».
Да и в самом деле: чего утруждать себя поиском аргументов, если можно назвать себя любимого и все свои действия «очень мудрыми», а окружающих – жалкими, ничтожными людишками? Депутаты твердят о том, что правительственный проект бюджета противоречит российским и республиканским законам, приводят при этом нарушенные статьи и положения, ссылаются на заключения прокуратуры, – а правительство им в ответ: «Не надо брызгать слюной, саботажники!».
Депутаты, выступая в СМИ, с цифрами в руках доказывают, что в нарушение закона в бюджете не полностью предусмотрены средства на повышение зарплаты бюджетникам на 20% и до конца года их не хватит. А глава правительства, опровергая своего же министра финансов, признающего, что в бюджете на повышение зарплаты запланировано только 254,6 млн. рублей из необходимых 481,9 млн., с экрана телевизора убеждает народ, что зоотехник Оюн, филолог Бичелдей и строитель Сафрин вообще не умеют считать.
То, что правительство и раньше не утруждало себя поиском действительно взвешенных и обоснованных аргументов, откровением ни для кого не является. Вспомните хотя бы выборы председателя правительства в марте 2002 года и всё то, что было написано газетёнкой «Выбор народа» в отношении Шолбана Кара-оола и партии «Единство», осмелившихся на этих выборах соперничать с Шериг-оол Ооржаком. Но в этом году хватили, как говорится, через край.
С таким количеством словесных помоев, выплеснутых правительством со страниц своих газет на оппонентов-депутатов республиканского парламента, наши сограждане ещё не сталкивались. Поэтому не удивительно, что законодатели, испытавшие на себе все «прелести» правительственной чернухи, уверенно приняли поправку о сокращении финансирования этих самых мерзких газет на 8 млн., разумно решив направить эти деньги на выплату детских пособий.
К тому же основания для принятия такого решения у депутатов были. Ни один регион, даже с высоким уровнем собственных доходов, не может позволить себе выделение из бюджета таких сумм на содержание газет, какие выделяются у нас. В экономически развитой Кемеровской области на государственную поддержу печати в 2005 году из бюджета выделено 13,6 млн., в Бурятии – 13,5 млн., в Хакасии – 11,6 млн. рублей. Наше правительство при нищенских доходах щедро предлагает выделить 15 млн. с лишком.
По всей России государственная поддержка СМИ заключается в том, что газетам оказывается из бюджета помощь на приобретение бумаги, на типографские услуги, на авторские гонорары, компенсируются расходы на публикацию официальных актов органов власти, а вот уж зарплату они зарабатывают сами. Редакции работают с рекламодателями, заключают с организациями и органами власти договоры об информационных услугах – так и зарабатывают.
Кстати: по прошлому году по республиканским и районным газетам только на зарплату с начислениями ушло более 12 млн. рублей – больше половины всех средств. А общая сумма убытков от их деятельности за 2004 год превысила 17 млн. рублей. Как не быть убыткам, если они специализируются на публикациях лжи, за которую суд привлекает к ответственности и обязывает выплачивать компенсацию морального ущерба? Редактору «Тувинской правды» Гаврилову это известно не понаслышке. Хотя, горбатого, как говорится, могила исправит.
В субботу «Тувинская правда» разразилась плачем и причитаниями по поводу принятой депутатами поправки. «Депутаты пытаются ликвидировать тувинскую печать! Под сокращение попадут 100 человек, в трудном положении окажется республиканская типография!» И снова, как всегда – враньё. Оставленных в бюджете средств хватит и на бумагу (1,7 млн. рублей), и на типографские расходы (2,8 млн. рублей), и на публикацию постановлений и законов (0,7 млн. рублей), и даже на авторские гонорары 1,5 миллиона останется. А что касается зарплаты, то тут Олегу Ивановичу придётся попотеть, а не сидеть и выжидать, когда Лёня Натпит-оол принесёт очередную «заказуху» на неугодных правительству. Под лежачий камень вода не течёт.
Словом, голосование за бюджет давалось нелегко. Можно с уверенностью сказать, что его принятие было под большим вопросом в связи с откровенно обструкционисткой позицией правительства и прикормленных им депутатов. Но им повезло. Где помог случай, а где-то спикеру удалось убедить своих коллег.
Так, к примеру, одна из многочисленных поправок прошла лишь потому, что депутат В.Орус-оол в запале нажал не ту кнопку, а когда понял, что произошло, и кинулся в операторскую, «поезд ушел». Благодарны законодатели и своему коллеге Б.Монгушу, поддержавшему их при голосовании. Жаль, конечно, что депутат от Пий-Хема В.Хемер-оол и держащий в Туране собственную заправку депутат В.Ушкалов не поддержали поправку о выделении бюджета г.Турана отдельной строкой, но этот вопрос, скорее всего, будет решен в судебном порядке – прокуратура готовит на сей счет протест. Полагаем, туранские власти не забудут «заботу» Ушкалова и Хемер-оола об их избирателях и отплатят той же монетой.
Иван Громов