Окончание. Начало в №18-20
Вот за Саянами (не в Тыве!) производители мяса птицы и начали поднимать «лежащие на боку» птицефабрики, выпускать продукцию очень высокого качества, создали рабочие места. Так Правительство России сунуло им палку в колеса путем повышения квот на «ножки Буша». Пусть, мол, народ ест трухлявые «ножки Буша», напичканные чем попало, чем качественную отечественную продукцию. Патриоты!..
В Тыве единственное работающее сельскохозяйственное предприятие было в Балгазыне. И.В.Чучев, прорываясь через все рогатки, поставлял населению Тывы молоко, хлеб, мясо. Всё! «Придушили» Ивана Васильевича.
В России когда-то был Т.Д.Лысенко, который душил генетику, а с ней и сельское хозяйство, в Тыве у него появился приемник – В.Лавриненко. И творит он, под чутким руководством гаранта вех свобод и успехов в Тыве, такие дела, которые его папаше, бывшему министром сельского хозяйства в Тыве при Советской власти, и не снились, даже при наличии «колхозного рынка» во времена социализма.
Так ещё одна отрасль в Тыве окончательно загнулась, а министр есть. Промышленности в Тыве нет, но министр есть. Теперь то же с сельским хозяйством. Тыва снова превращается в область, где одни министры, шофёры да кочегары, где дома пониже, чем в Москве, а вот дым – гуще.
При социализме был «колхозный рынок», хотя в стране рыночные отношения совершенно не приветствовались. Он так и назывался – «колхозный рынок», а не «базар». И производители сельскохозяйственной продукции на личных приусадебных участках имели возможность кое-что выносить на рынок и тем самым поддержать, а в чем-то и обеспечить выполнение различных вариантов «Продовольственной программы». Но никто частного производителя тогда не ценил. Милиция гоняла от магазинов бабушек, торгующих редиской и пучками лука за 20 копеек.
Когда сносили частные дома в районе нынешнего ТВЦ «Гаруда», некоторые молодые специалисты от сельского хозяйства и «крутые» журналисты обнаружили и удивились: на крошечном земельном участке, который редко достигал шести соток, в отсутствии специальных орудий и агрономических знаний (без соответствующего диплома об образовании) бабушки-старушки ухитрялись выращивать продукцию, и не просто выращивать, а «получать доход» от ее реализации до 6000 советских рублей в год! Это в то время, когда автомобиль «Жигули» стоил что-то тоже около 6000 рублей. Обогащались, понимаешь, эти бабульки! Да ещё и детям-внукам помогали, получая порой мизерную пенсию. Нередко она равнялась 12 рублям, как у моей бабушки. Но ковырялись они в своем огороде, и не без успеха.
Даже тепличное хозяйство, которое выращивало цветы и рассаду, уступало по прибыльности хозяйствам этих бабушек. «Задушить» бабушек! Нам такая конкуренция не к чему! «Задушили». Остались только воспоминания да упоминания о тех временах в научных работах не наших ученых.
«... Ростки добровольного обмена, присущие свободному рынку, процветают (в СССР), несмотря на их несовместимость с официальной марксисткой идеологией, поскольку цена их ликвидации была бы для властей слишком высокой. Можно было бы вообще запретить приусадебные участки, но голод 30-х годов служит действенным напоминанием того, к чему это может привести» (М. и Р. Фридман, «Хозяева своей судьбы», New York, 1980).
А тут грянула перестройка и «новое мышление», с переходом от социализма к капитализму. И частнику вроде бы открыли дорогу к процветанию за счет своего труда на своей земле. Но что-то не заладилось с самого начала. Не приживается капитализм на нашей земле почему-то. Видимо, почва или климат ему подходит.
Более того, нам подсовывают капитализм, который был в Европе в начале 19 века – дикий капитализм, с коррупцией, бандитизмом, ограблением слабых, больных, детей, стариков и инвалидов. И хотя Конституцией объявлено, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, пункт 1). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2, пункт 1). Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (статья 1, пункт 1). В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, пункт 2)», – всё это не для нас с вами.
Мы ведь не способны понять глубинный смысл этих утверждений. Хотя утверждение об охране «иных форм собственности» понятен нам всем, и каждый день мы ощущаем его на собственной шкуре. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. (Конституция, Статья 57)». Эта статья мне лично нравится своей безаппеляционностью. Сказано – как отрезано!
Под сборами, видимо, подразумеваются высокие тарифы на все виды услуг, в том числе и на услуги ЖКХ, энергетиков, поставщиков воды, чистого воздуха, даров леса и прочее. Так что не ропщите, дорогие друзья по несчастью, родившиеся в России, а выживайте, как сможете. Мы постепенно, но устойчиво катимся вниз, – нищаем.
* * *
Не успел я подготовить эту статью, как, ссылаясь на статью 6 Федерального Закона от 14.04.1995 г. № 41–ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и.о. руководителя Федеральной службы по тарифам Д.Сальков повысил для населения Тывы тарифы на электроэнергию и тепло.
А вот китайцы на Дальнем Востоке не хотят покупать у России электроэнергию даже по цене 50 копеек за киловатт-час. Им кажется дорого. В то же время местным, российским, потребителям на том же Дальнем Востоке один киловатт-час продают по цене 2 рубля 50 копеек. И это ещё дешево!
Зато производители алюминия, по схеме толлинга, когда алюминий идет туда – за бугор, а нам остается только дым и смрад да вредные для здоровья и природы выбросы, получают от энергетиков электроэнергию по цене 6 копеек за киловатт-час. А почему бы и нет? Не нищие ведь энергетики-производители! Да мы с вами деньги не считаем, а гребем их лопатой! Не то, что в былые времена, когда киловатт-час стоил 2 копейки.
Нищих в России сегодня нет, есть «археологи», что занимаются раскопками в мусорных контейнерах.
Однако были ли нищие в СССР или они появились только в обновленной России?
До революции наличие нищих в России признавали официально. После революции, возникшая разруха породила массовую нищету населения. С нищетой боролись всеми средствами, но не справились. Люди были лишены возможности работать и зарабатывать.
При НЭПе ситуация несколько изменилась. Именно при НЭПе впервые стали рассчитывать потребительскую корзину, прожиточный минимум, минимальную заработную плату.
С отменой НЭПа всё прекратилось. (Эх, жаль, что В.И.Ленин так не во время умер!) Но у населения не появилась возможность зарабатывать на жизнь. Население стало постепенно нищать.
С нищетой боролись, но уже силовыми методами. Нищих объявляли тунеядцами. А по Закону место тунеядца в тюрьме. Так, например, И.Бродский, поэт, который рифмам в ВУЗе не обучался, сел в тюрьму как тунеядец. Так нищета стала самой большой государственной тайной.
Только к концу 50-х годов XX века государство косвенно признало наличие нищих в СССР. Были установлены детские пособия, минимальная заработная плата около 37 рублей в месяц.
В начале 70-х годов прошлого столетия, когда американцы подменили на международном рынке золото своим зелёным долларом, в советской закрытой печати ученые обсуждали проблему нищеты. По их оценкам, в то время 35% – 37% сельского и 16% -18% городского населения относились к нищим. Получалось, что примерно 50% населения СССР были нищими. А страна ведь шла к построению коммунизма к 80-му году! Шла широким шагом, не жалея штанов.
Были, конечно, общественные фонды потребления, водитель автомобиля зачастую получал больше профессора, но доступ к общественным фондам в основном имела номенклатура. Она черпала из них полным ковшом. Для неё были дома отдыха выходного дня, диспансеризация перед каждым отпуском, льготные путевки на курорты (в том числе и на забугорные, в Болгарии, например, «Солнечный берег»), были пайки и прочие привилегии. Но номенклатура «заботилась» и о простом человеке: были установлены различные льготы некоторым категориям граждан.
Сегодня ситуация мало чем отличается от ситуации 70-х годов XX века. Разве что в худшую сторону. В средствах массовой информации время от времени появляются оценки ученых, утверждающих, что в обновленной России не менее 70% населения проживают ниже черты бедности. Вопрос только в том, как правильно вести подсчет. Но факт остается фактом: богаче население жить не стало.
С нищими силовыми методами сегодня не борются. Слово «бомж» почти не услышишь. Разве что «археолог». Это о тех, кто копается в мусорных контейнерах. В 70-х годах, теперь уже прошлого столетия, этого не было видно. Но были побирушки.
Средний класс, о котором так много говорили, в обновленной России не появился. Расслоение в обществе достигло таких размеров, что нормальному человеку его не воспринять: денежное содержание пенсионера, проработавшего 30, а то и 40 лет на благо Отчизны, и депутата Государственной Думы различаются в 120 крат! Не в пользу пенсионера, конечно. Что уж говорить об олигархах, которых почему-то нет в благополучной Норвегии, хотя расположена она явно не южнее России. И пенсионеры там «археологией» не занимаются.
В той же Монголии, где климат и почвы которой мало чем отличаются от Тывы, стали выращивать больше скота и производить больше мяса. Говорят, что в Монголии некоторые умельцы даже виноград выращивают. А у нас капусты на всех не хватает!
Имела Тыва такие горно-обогатительные комбинаты – и нет их. Правда, что-то говорили о комбинате «Туваасбест», но сегодня тишина и молчок. Налаживается там производство или очередной провал, в связи с постоянно происходящими выборами в различные структуры местной власти, – неясно.
Одним словом, достигла Тыва в России некоторой точки, которую умные головы называют «точкой бифуркации», когда совершенно невозможно предсказать, по какому пути пойдет её экономика и жизнь вообще. Да и в России, в целом, ясной перспективы роста экономики не наблюдается. И неважно, что там с высокой трибуны говорит Президент России ВВП.
П. Косс