Кызылчане вновь перед проблемой – неожиданно отключили горячую воду. Проблема простая – у энергетиков 70-миллионный долг перед угольщиками, и те отказались без оплаты отпускать топливо. Возникли извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».
«Кто виноват?» – понятно и без особых изысканий. Раз нет воды – энергетики, организовавшие свою работу таким образом, что на оплату топлива нет средств.
А вот с вопросом «Что делать?» – посложнее.
Так уж исторически сложилось, что в Туве к 2005 году практически не осталось сферы производства. А потому потребителями энергоресурсов являются в основном население и бюджетные организации. 60% населения находится за чертой бедности и говорить о его серьезной платежеспособности не приходится: долги населения Тувы давно перевалили за 50 миллионов рублей и жестко собирать их – значит обострять до предела и без того социальное напряжение в тувинском обществе. А потому основная надежда энергетиков – на аккуратные платежи бюджетных организаций. Надежда, которой не суждено сбыться.
Бюджет республики 2 года подряд уменьшается, как шагреневая кожа. А в этом году, кроме прочих бед, Минфин России «снял» с бюджета Тувы 582 млн. рублей за долги по строительству овчинно-шубной фабрики.
Ооржаку удалось при утверждении бюджета Тувы на 2005 год скрыть от депутатов тувинского парламента сей позорный факт, но от этого денег в казне не прибавилось. Образованию и здравоохранению не то что за тепло и свет платить нечем – отпускные выдать не могут. Вот и сложилась задолженность республики перед ОАО «Туваэнерго» в астрономическую цифру более полумиллиарда рублей.
Правительство Тувы, предвидя недовольство населения, активно «давит» на генерального директора ОАО «Тываэнерго» А.Верзакова, чтобы он в первоочередном порядке рассчитался с разрезом «Каа-Хемский», а уже затем проводил остальные платежи.
И действительно, по масштабам энергетиков, сумма в 50-70 млн. рублей не такая уж и огромная: если остановить другие платежи (зарплата, налоги, покупная электроэнергия, материалы и оборудование для подготовки к работе в зимний период), то можно с угольщиками и рассчитаться или хотя бы значительно уменьшить задолженность.
Но как их приостановишь? Не выплатишь зарплату рабочим и ИТР – жди неприятностей в коллективе и немедленной реакции прокуратуры по возбуждению уголовного дела. Задержи налоговые платежи – МВД и так ведет уголовное дело по налогам, пытаясь прицепиться хоть к чему-нибудь. Не будешь платить за электроэнергию – ограничат поставку и выставят несусветные штрафы. И тогда банкротство предприятия неминуемо.
А если ТЭЦ и электрические сети не будут подготовлены к зиме, крайними останутся энергетики – такого им никто не простит. Вот и оказался единственным выход – экстренная остановка ТЭЦ, влекущая за собой прекращение подачи горячей воды.
Впрочем, скажете Вы, уважаемый читатель, какая тут трагедия? ТЭЦ останавливают на месяц каждое лето, так что остановили чуть раньше – чуть позже – какая разница? А вот тут вынуждены разочаровать. Остановка станции – внеплановая. К ремонту всего необходимого ещё не закуплено по причине тех же финансовых трудностей ОАО «Тываэнерго». А потому ни о каком месяце ремонта не может быть и речи. Кроме того, если правительство, города Кызыл и Ак-Довурак и кожууны с энергетиками не начнут рассчитываться, то накопить необходимый запас угля на ТЭЦ будет возможно не раньше октября месяца.
А потому вместо ожиданий горячей воды вынуждены посоветовать кызылчанам срочно запасаться кипятильниками и титанами, спрос на которые в столице стал так стремительно расти.
И проблема в том, что Ш.Ооржаку действительно негде взять денег: Минфин России ещё в январе-апреле этого года перечислил 59% дотации республики, и отношение Кремля к Главе республики не оставляет сомнений – для России крайне редкий случай, чтобы безапелляционно снимались с бюджетного финансирования более чем полумиллиардные суммы без предложений какого-либо замещения.
Думается, Минфин пытается «выдавить» Ш.Д.Ооржака с должности председателя правительства Тувы, но тот по-прежнему упорствует, оставляя в заложниках население республики.
Некоторые лидеры региональных отделений политических партий и профсоюзные деятели планируют протестные мероприятия по поводу хамского отношения к кызылчанам со стороны правительства и руководства угольного разреза.
Почему, спросите Вы, виноват и разрез? Очень просто. Руководство разреза прекратило отпуск угля на Кызылскую ТЭЦ не столько в целях выколачивания средств, сколько для обеспечения увеличения отгрузки угля за Саяны, пока не назначено внешнее управление разрезом в рамках процедуры банкротства.
Претензии директора разреза А.Болат-оола к ОАО «Тываэнерго» величиной в 70 млн. рублей не выглядят солидными, если вспомнить, что только по налогам долги разреза перескочили цифру в 180 млн. рублей.
Этот «менеджер» вкупе со своим предшественником накопил такие долги, что даже если случится чудо и энергетики вдруг найдут 70 миллионов свободных средств на оплату, положение на разрезе это никак не оздоровит. И хотелось бы отметить прямо скажем, непатриотичную позицию директора разреза Болат-оола, который не желает вести никаких переговоров и проводить зачет долгов энергетиков через Углепром и РАО «ЕЭС России». Не в пример руководству Минатома и Саяно-Шушенской ГЭС, которые не душат «Тываэнерго» долгами, накопленными еще бывшим директором Данзы, занимающим ныне кресло замминистра энергетики РТ, который пытается учить Верзакова управлению долгами.
Более того, в разгар года Болат-оол умудрился в полтора раза поднять цену на уголь, невзирая на то, что тарифы на тепло и воду утверждены и меняться в течение года не могут. И теперь для энергетиков давать тепло и горячую воду – убыточно.
На днях директор ОАО «Тываэнерго» А.И.Верзаков заявил, что может перечислить разрезу «Каа-Хемский» в случае, если ему заплатит столичная мэрия. Думается, что заявление не очень обоснованное: из общей суммы задолженности перед энергетиками в 497 млн. рублей долги Кызыла не дотягивают и до 50 млн. рублей. Да и те главный столичный «менеджер» вряд ли изыщет – при нём последние муниципальные предприятия легли на бок и просвета не ожидается, поскольку городское хозяйство находится в разрухе, которую никогда раньше не видело. А бюджет города дырявый, как старое сито.
Заканчивая тему, нельзя не прийти к выводу, что наиболее реальный выход из энергетического кризиса – решение кадровой проблемы. С директором угольного разреза «Каа-Хемский» вопрос уже решается – в случае объявления процедуры банкротства и введения внешнего или даже конкурсного управления руководить разрезом будет другой.
Если и дальше с урегулированием проблем энергетиков не произойдет изменений, можно ожидать замену генерального директора ОАО «Тываэнерго» А.Верзакова на более решительную фигуру, способную заставить республиканские и муниципальные власти платить по счетам энергетиков. А это, в свою очередь, запросто может привести и к смене руководства республики.
Вялый, всем надоевший неэффективный престарелый диктатор уступит место более молодому, энергичному и способному. А главное – не отягощенному грузом прошлых ошибок.
Думается, за это можно лето потерпеть и без горячей воды. Я пошёл топить баню. И вас посылаю туда же. Смены власти в июне не предвидится.
Кондрат Пчёлкин