В субботу главный редактор одной из самых лживых газет Тувы Олег Иванович Гаврилов в компании директора Агентства по печати В.И.Глущенкова и менее маститого и известного редактора кожуунной газеты «Чаа чорук» по государственному телевидению грозил социальными катаклизмами в случае, если депутаты тувинского парламента не одумаются и не дадут правительственной газетёнке денег.
Прямо скажем: беседа газетных монстров с Любляной Паратмаа оставила тяжелое впечатление. Похоже, государственный канал деградирует с такой же скоростью, как и правительственная пресса. То ли Любляна не готовилась к эфиру, и её прямо из постели доставили в студию в растрёпанных чувствах и с несобранными мыслями, то ли она изначально понимала двусмысленность своего положения и потому была «не в своей тарелке».
Бросалось в глаза, что компания была подобрана нарочито однобокая: критикуемых депутатов не пригласили, и другого мнения, кроме «дайте на жизнь!», не было слышно. Правда, выручали вопросы телезрителей в прямом эфире, которые интересовались то причинами беспрерывной публикации чернухи в правительственной прессе, то непомерно огромной по скромным результатам деятельности редакции зарплаты О.Гаврилова в 40 тыс. рублей в месяц без учета гонораров. Болтали много и без толку о том, что учрежденные правительством газеты априори не могут быть интересными, и потому минимальные тиражи этих газет – дело закономерное.
И эту жвачку дружный квартет жаждущих дармовых денег жевал всю передачу, навевая грустные мысли о серости государственных СМИ, разжиревших за наш с вами счёт без каких-либо потуг к эффективности.
А главными были нескончаемая ложь и постоянный спутник правительственных СМИ – провокация. Ведущая как-то вяло пыталась остановить Олега Гаврилова, который нёс несусветную и опасную с точки зрения судебной ответственности чушь о том, что газеты «Информ плюс» и «РИСК» содержатся некими олигархами, а «Новости Тувы» финансируются из «чёрной кассы» Законодательной палаты. Ему бессвязно вторил Владимир Глущенков, пытаясь разъяснить телезрителям высокую идейную и социальную роль, которую несут газеты типа «Тувинской правды» и «Шын» в массы.
К примеру, они старательно пытались убедить нас, что солидная правительственная «ТП» для привлечения читателей не может, как «Информ плюс», публиковать объявления, или как «РИСК» – аналитические статьи. Но при этом выступающие из кожи лезли вон, пытаясь убедить, что читатель правительственные газеты любит. Вряд ли кто поверил в эту чушь.
Совершенно очевидно, что за десятилетие паразитирования за народный счет и услужливого исполнения любых, даже очевидно наказуемых желаний, редакции этих газет утратили всякую способность к самостоятельной деятельности, не знают иных способов существования в условиях рыночной экономики, кроме тривиального «Дай!».
Видимо, и у редакторов, и у руководителя Агентства отсутствуют элементарные понятия спроса и предложения на газетную продукцию. Иначе бы они наверняка задумались, почему шестирублевую независимую газету покупает 5 тысяч читателей, десятирублевую – 15 тысяч, а трехрублевую «Тувинку» не желают купить даже 3 тысячи человек...
И уж совсем абсурдным было слышать о финансировании из бюджета республики кожуунного издания. К тому же с посылом, что учредитель обязан финансировать свою газету. Подумалось: откуда правительство набирает таких «гениев» пиара? Как известно, «ТП» выпускает газету себестоимостью более 11 рублей за номер и умудряется продавать её по 3 рубля. Причем без подписки муниципалитетов и госучреждений её реальный тираж – менее 1 тыс. экземпляров. Представьте себе, что будет с ней, если она вдруг начнет продавать газету «без навара» – по 11 рублей? Правильно: её тираж будет на уровне 900 экземпляров.
Но при этом Ш.Ооржак умудряется платить за столь сомнительные успехи О.Гаврилову не менее 40 тыс. народных рубликов. Впрочем, столько же, видимо, получает и В.Глущенков. За что, спросите Вы? Точно мы не знаем. Но не исключено, что именно за ту грязь, что выливали правительственные газеты на депутатов, которые, наконец, почувствовали себя представителями народа, осознали своё право контролировать действия правительства.
Странно было видеть, как Владимир Иванович хмурил лоб и натужно думал, как ему ответить на вопрос подписчика невыходящей правительственной газеты о том, как они собираются отвечать перед подписчиками газет-банкротов. Такое впечатление, что подобная проблема доселе ему была неведома. Поразил он и заявлением, что рентабельной газета может стать только при тираже не менее 20 тыс. экземпляров. Если в Агентстве и правительстве все такие экономисты, то тогда понятно, почему в республике так плачевно идут дела.
Чтобы он так сильно не напрягал свой мозг, подскажем: рентабельность газеты в первую очередь зависит от уровня профессионализма редакции газет и менеджмента. И при Гаврилове «ТП» для рентабельности не хватит и 40 тыс. экземпляров. А вот «Эфиру» при А.Филатенко хватает и 7,5 тысяч экз., «РИСКУ» для рентабельной работы вполне хватает 5 тысяч экз. Правда, мы не имеем возможности платить редактору 40 тыс. рублей.
Олега Ивановича на этот раз не трясло с похмелья или от проигранного накануне очередного иска в Кызылском горсуде. Более того, он сообщил ещё об одном только что предъявленном ему иске и прямо заявил, что дело будет проиграно. При этом откровенно брякнул, что на финансовое положение это никак не отражается: «басманное правосудие Тувы» отличается тем, что правительственным газетам за откровенную и наглую клевету назначает смешные наказания в пару сотен рублей, что поощряет последних к дальнейшей публикации лжи и провокаций. Гаврилов знает, кто составляет проекты судебных решений, поэтому позволяет себе «смелые» высказывания в адрес нашего «басманного» суда.
Заканчивая публикацию, не могу не отметить: телепередача показала отсутствие каких-либо оснований для надежд, что депутатам удалось одернуть зарвавшихся хамов от государственных газет и заставить их думать о будущем. По-видимому, все эти представители правительственной обслуги неизлечимо больны иждивенчеством, угодничеством, наглостью и жадностью. И уйдут от кормушки только вместе со своим хозяевами. Ведь они – люди принципиальные. Их единственный принцип – отсутствие всяких принципов.
А.Гаврилов