МОНОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ – ШАГ В ПРОПАСТЬ
«Мононациональность в 21-м веке – благо или тормоз для дальнейшего развития» – тема «народной трибуны» газеты. «К сожалению, ответы опрошенных так и не раскрыли сути вопроса. Наверное, это отчасти и от того, что мононациональность, не подкреплённая собственной мощной финансовой поддержкой, не очень большой повод, чтобы этим гордиться. Не следует забывать и того, что сохранение культуры, искусства, самобытности происходило и происходит при широчайшей поддержке многонациональной культурной элиты, при немалых вливаниях российского бюджета».
Культура – это, безусловно, очень важно. Ну а как всё-таки обстоят дела с экономикой? Каково её положение – всем известно. Ни для кого не секрет, что формирование мононационального общества в Туве (чем так не к месту похвалился председатель Ооржак) стало возможно в первую очередь в связи с массовым отъездом некоренного населения, спровоцированного правительством Тувы в начале 90-х годов. Надеялись, видимо, на освобождение начальственных кресел.
На практике же бегство русских привело к коллапсу базовых отраслей промышленности и развалу сельского хозяйства, поскольку уезжали, как правило, наиболее способные специалисты, которые не боялись остаться на новом месте не у дел. Отъезд русскоязычных специалистов не мог не подорвать экономический потенциал Тувы. Десятилетие спустя власть вынуждена была вернуть представителей русскоязычного населения в правительство, но было поздно: экономика разрушена, а барыбины и брокерты – плохая замена той когорте в правительстве, подобранной В.Серяковым за многие годы.
Сегодняшняя власть старательно мимикрирует, пытаясь представить Кремлю положение в Туве с национальным вопросом как благополучное. Но благополучие это видимое, поскольку основано на мононациональном составе населения с выделением в виде представителей русской части населения кучки прикормленных прохиндеев с холопской психологией – «колобков».
МИНИ-ЧЕБНОБЫЛЬ – МАКСИ ХОВУ-АКСЫ
«На минувшей неделе с территории «Тувакобальта»... вывезли смертоносный контейнер с остатками радиоактивных веществ. Вроде бы теперь можно вздохнуть с облегчением, но это только кажется... последствия от него остались», – пишет А.Владимирова. Ибо радиационное излучение вблизи контейнера превышает предельно допустимую норму в 20 раз. Период полураспада цезия-137 – 30-32 года, по прошествию которых уровень уменьшится лишь наполовину. Понятно, что за 15 лет население Хову-Аксов получило предостаточную дозу, но вот получить официальную информацию о состоянии здоровья корреспонденту не удалось.
«Скорее всего, информацию нам всё-таки предоставят, но... дать реальные показатели по заболеваемости – значит подвести под уголовную статью верхушку власти, которая и без того себе создала проблемы... правительство три года не могло никак изыскать 240 тыс. рублей на вывоз и захоронение контейнера (три года назад расценки были гораздо ниже), зато нашлись миллиарды на другие благородные дела: строительство кондитерской фабрики, международного аэропорта, музея, выплату штрафных санкций по овчинно-шубной фабрике, шикарное проведение юбилейных торжеств...».
На примере ликвидации смертоносного контейнера убеждаешься, что нынешняя тувинская власть прогнила насквозь и не в состоянии решать даже элементарные вопросы, пока независимые СМИ не поднимут шум.
У НИХ ВСЁ ПО-ЧЕСТНОМУ?
Уморительную по своей нелепости попытку опровергнуть, что в Туве развита клановая система власти, предприняла «ТП». Размахнувшаяся на две полосы статья «Легенды о кланах» состоит большей частью из таблиц, где означены должность, руководитель того или иного министерства и место его рождения. Мол, из сравнения читатель должен обнаружить, что редко кто из министров был или является уроженцем села Шекпээр – родины нашего Председателя.
В чём нелепость? Во-первых, здесь (сознательно или нет) спутаны два понятия – «клан» и «землячество». По определению энциклопедического словаря, «Клан, – ...в современной (главным образом зарубежной) литературе клан — термин, равнозначный термину «род», а род имеет значение «коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя».
Согласно же словарю Ожегова, «землячество, – 1. Принадлежность по рождению к одной местности (о нескольких лицах). 2. Объединение уроженцев одной местности, страны, живущих в другой местности, стране». Как говорят в Одессе: «Две большие разницы».
Но этой статьей не опровергнуто даже то, что существует принцип отбора по землячеству. Потому что, как заявляет сама «ТП», «данный материал не претендует на исчерпывающую полноту, т.к. при его подготовке использованы разрозненные сведения, публиковавшиеся в газетах “Тувинская правда” и “Шын” в 1990-2005 годах».
Ещё один вопрос: зачем надо было копаться в подшивках, когда в архивах правительства можно было взять штатное расписание по годам? Или не допустили? В таком случае остаётся загадкой, откуда составители взяли места рождения лиц, – ведь такие сведения в Указах не печатают.
А главная нелепость этой публикации состоит в том, что пытаются опровергнуть общеизвестное, – что в Туве достаточно стать родственником общеизвестной «семьи», чтобы занять тот или иной пост, включая министерский, или иметь преференции в предпринимательской деятельности.
К примеру, сын Ш.Д.Ооржака Андриян на госслужбе не состоит, но почему-то возглавляет Совет Народного банка, владельцем которого не является. И именно к нему обращаются за получением торгового места в Торгово-выставочном центре.
Другой сынок – Айдыс – при отсутствии какого-либо образования ведает всей аптечной сетью республики и руководит акцизным складом алкогольной продукции.
К жене Ооржака – Саре, возглавляющей комитет парламента республики, обращаются по поводу назначения на должность. Не обремененная талантами эскулапа дочь Ооржака Аннета без проблем стала первым заместителем министра здравоохранения, другая дочь – Рада – стала главврачом республиканского неврологического центра Минздрава РТ.
Племянник Э.Х.Ооржак и его брат Д.Х. были министрами; брат Д.К.-Х.Ооржак возглавляет Палату представителей парламента Тувы; его сын – Д.Д.Ооржак – руководит канцелярией правительства; зять Чолоков трудится замминистром экономики; другой зять – Монгуш – руководит стоматологической поликлиникой; невестка Чамзы-Ооржак – судья Арбитражного суда; племянник Калиндуу Монгуш даже представлял в Туве президента России, а сейчас трудится госинспектором по лекарственным и наркотическим препаратам; сватья Л.Бавуу-Сюрюн занимает должность замминистра промышленности.
Благо бы они себя проявили с положительной стороны. Но этого о них не скажешь. К тому же некоторые из них успели отмотать срок или уйти от ответственности по амнистии, а зять и сейчас является подозреваемым в убийстве. А вы говорите – всё по-честному...
МОЖЕТ, ЕЩЁ ПОДСОКРАТИТЬСЯ?
Продолжается истерика по поводу сокращения бюджетных вливаний на печать. Статья «Нет пути для «Чаа орук»?» раскрывает проблемы районной газеты. «Сейчас тираж «Чаа орук» около 1,5 тысяч экземпляров... В киоске она продаётся по 4 рубля, а себестоимость газеты более 10 рублей... о самоокупаемости не может быть и речи... На начало года в редакции было 14 сотрудников. Мы вынуждены сократить..., осталось всего 6 человек». Не многовато ли? Может, ещё подсократиться?
ПОЕЗД УШЁЛ...
Опубликовано отчаянное письмо работников обанкротившегося Кызылской птицефабрики: «2 июня 2005 года Арбитражный суд РТ ввёл на предприятии внешнее управление. Управляющим назначен А.О.Хертек, который с первого дня... стал присматриваться, что можно продать... продажа имущества ведёт к его хищению и развалу предприятия, мы в этом уже смогли убедиться... Просим вас оказать содействие в стабилизации экономического положения на предприятии, пересмотре решения о назначении кандидатуры... А.О.Хертека. У нас уже были подобные некомпетентные руководители, в результате чего мы и стали банкротами».
Похоже, письмо серьёзно опоздало: с требованием (а не просьбой) о стабилизации и замене руководителей надо было обращаться раньше, ещё до банкротства. Поезд ушёл...