Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
A- | A | A+ 12pt

№38, 28 сентября 2005 года («РИСК»)


    К 850-летию рождения Чингисхана

ПО СЛЕДУ ТИГРА

Главы из романа

Продолжение. Начало в №31, 32, 34, 35, 37.

Весной разом сошли снега и обрушились в крутые овраги бурливыми потоками. Над просушенной ветром степью орёл-беркут распрямил крылья и величаво поплыл в синеве. В глаза царственной птице бросилось множество всадников, съезжавшихся к круглому шлемовидному холму, усеянному осколками каменных плит над могилами витязей забытых племён.

Шумел Великий Курултай Улуса Монгол. Десятки крепких рук высоко подняли белый войлок почёта, провозглашая сидящего в центре белого круга Темучина-джаурчи – хана Борджигина Единственным, Великим ханом всех ханов – Чингисханом. Монгольская знать наделила Темучина Борджигина неограниченной властью для завоевания монголами первенства в тогдашнем кочевом мире при помощи военной силы. В междоусобных сражениях Темучин доказал наличие у него почти сверхъестественного дара военного предвидения.

* * *

Прохладным росистым утром Ли Чжу Фэнь, посол китайского императора в северных кочевьях, загнал своих быстроногих носильщиков. Перед полутайным входом в императорский сад, охраняемым меткими лучниками, дежурящими в скрытой в зелени каменной башне, Ли выскочил из носилок, проявляя несвойственную возрасту и высокому сану поспешность. Подобрав шуршащие полы парчового одеяния, он почти пробежал мимо отряда гвардейцев, дежурящих у входа в дворец. Близко знавшие посла сказали бы, что Ли Чжу Фэнь находится в состоянии, близким к ужасу.

Пройдя всевозможные охраняемые двери и дверцы, уже порядком уставший от снедавшего его волнения пожилой царедворец был, наконец, препровождён в отделанную ажурной резьбой и затянутую голубым шёлком беседку над миниатюрным прудом. Молодой человек в серебристо-розовом шёлковом халате кормил золотых карасей крошками имбирного печенья. Он медленно поднял матово-чёрные глаза на Ли Чжу Фэня, бесстрастно дожидаясь окончания длинной, цветистой фразы положенного по этикету приветствия.

– Что могло потрясти досточтимого посла нашей империи в северной стороне Ли Чжу Фэня, если он добился аудиенции в неурочное время? – тихо спросил император Цзи, юноша с удлинённым бледным лицом.

– Усиливающийся северный ветер, переходящий в грозу, которая может потрясти основание имперского здания, о повелитель, внушило мне дерзость потревожить драгоценный для каждого поданного, самым ничтожным из которых являюсь я, покой Вашего Императорского Величества.

Заслушав доклад посла об избрании одного из джаурчи – Темучина – всемонгольским повелителем, император возразил:

– Но разве он не погиб в междоусобной резне, обычной для этих дикарей, ещё в прошлом году?

– Случилось так, что Темучин разбил по очереди всех противников; остальные вожди кочевой степи, опасаясь их участи, поспешили заключить с Темучином союз на вассальных условиях, что и позволило монгольским нойонам провозгласить его императором кочевой степи – Чингисханом.

– Императором? – приподнял узкие брови Цзи.

– Нет, конечно нет, он не император и никогда им не сможет быть. Но сейчас под его началом значительные силы степного люда.

– Чем это может угрожать нам?

– Поговаривают, мой император, что он полон решимости отомстить за смерть своего отца, прославленного Есугея-багатура.

– Но при чём здесь мы?

– Говорят, он уверен, что Поднебесная причастна к гибели его отца, повлекшую страдания его семьи.

– Но ведь это низкая клевета! А впрочем, пошлите этому пастуху, Темучину, побольше даров и угощений. Удивительно, как это вы до сих пор не сделали. Обо всём должен позаботиться я сам!

– Но, мой император, ему всё было послано, но он раздал всё добро пастухам, а напитки велел вылить на глазах у огорчённых китайских курьеров. В качестве ответных даров он послал несколько монгольских пик, мечей и луков.

Император вздрогнул:

– Ли Чжу Фэнь, что это значит?

Посол угрюмо потупился, потом глянул исподлобья:

– Я полагаю, государь, это – война.

* * *

Воспользовавшись формальным поводом при ограничении площади пастбищ в приграничной зоне перед китайской территорией, Чингисхан вдруг появился со значительными силами на границе. Несколько его отрядов ввязались боевые действия и были разбиты и отброшены. Чингисхан отвёл войска и стал выжидать. Но ничто не говорило о мобилизации китайской армии.

Тогда Чингисхан внезапным ударом опрокинул пограничные заслоны и явился под стенами крепости – города Найпин, прикрывающую империю с севера. Степняки с наивным изумлением смотрели на высокие стены и квадратные башни, над которыми реяли цветные знамёна.

Медленно отворились тяжёлые ворота и выехали конники в сверкающих чёрным лаком латах. Крупные кони, покрытые защитными чалдарами, шли замедленным шагом. Всадники построились правильными квадратами, внутрь которых вбегали пехотинцы в синей свободной одежде – копьеносцы с длинными пиками и мечники с широкими кривыми мечами и круглыми щитами из тростника. Войско построилось в шахматном порядке.

На стенах заревели длинные изогнутые трубы, взвился красный вымпел атаки, и китайцы неспешно двинулись на монголов. Из-за стен начали бить катапульты – камни с шумом понеслись в сторону неприятеля, поражая монгольских всадников вместе с конями. По рядам монголов пробежал трепет смятения, военачальники в растерянности глядели на Чингисхана, но он казался невозмутимым. Он понимал, что атаковать сейчас – значит приблизиться к стенам, усеянными китайскими лучниками и пращниками. Но всё ближе китайское войско. Конники перешли на рысь, разом опустив длинные копья. Взвился императорский штандарт – золотой дракон на синем поле, символ силы и удачи.

Чингисхан поднял руку – монгольские сотники высоко подняли мечи, и с оглушительным рёвом монголы помчались навстречу. Но они не смогли ударить всей массой – шахматный порядок китайцев расчленил атакующих на отдельные группы. Конники Чингисхана засыпали неприятеля тучей стрел, но китайские всадники, прикрывающие пехотинцев, были неуязвимы – даже лица их были покрыты коваными масками. Немногие монголы, прорвавшиеся внутрь порядков, уничтожались пехотинцами.

Тогда Чингисхан приказал отходить. Монгольская кавалерия поворотила коней. Над центральной башней взвился синий вымпел – генерал Да-Ши отдал приказ преследовать. Китайцы разогнали лошадей и, настигая монгольских конников, наносили удары длинными копьями. Погоня приближалась к холму, на котором стоял монгольский владыка. Его лицо словно окаменело.

Наконец китайская тяжёлая кавалерия настолько увлеклась преследованием, что оставила пехоту без прикрытия. Тогда Чингисхан дал знак, и свежий отряд конницы атаковал пехоту. Монголы закружились вокруг пехотинцев на расстоянии верного выстрела, поражая их стрелами. Китайские катапульты и лучники прекратили стрельбу, боясь поразить своих. Да-ши отдал приказ кавалерии повернуть, но было поздно. Повинуясь приказанию Чингисхана, полк Тохучар-нойона вклинился между китайской кавалерией и пехотинцами. Монгольский хан обрушил на поворачивающих коней китайцев свою закованную в сталь гвардию. Теперь силы сравнялись, но утомлённым преследованием китайцам пришлось биться в окружении.

* * *

Накануне Перунова дня под стенами Киева проходило ристалище. Всадники из старшей дружины на всём скаку снимали копьями подвешенные кольца. Молодшие дружинники стреляли из луков в цель, метали копьё с разбега; гридни и пешци бились на деревянных палицах и длинных затупленных ножах. Отроки выбивали из очерченного круга метко брошенной битой мелко колотые дубовые чурочки – «кабанят». Любому было лестно заслужить внимание боярского совета, а то и самого великого князя киевского – Мстислава Романовича.

Витязь в полном доспехе проскакал и снял копьём перстень с драгоценным аметистом – личный приз великого князя. Все разразились одобрительными криками, и только Мстислав Романович спрятал усмешку в холёной бороде – он знал, что так искусно владеет копьём только один воин – его двоюродный брат князь Мстислав Галицкий, многоопытный боец и искатель славы, прозванный Удатным. Расставленные вокруг полянова гридни в полной боевой справе блюли порядок.

На мечовку – игру на боевых мечах – вышли гость киевлян, франк из Святой Земли Уго де Сент Аман, и Мстислав. На бойцах были длинные кольчуги. На голове Удатного был островерхий золочёный шлем с маской – личиной, франк смотрел сквозь прорези глухого шлема. Стряпчие поднесли на щите с чеканенным золотым пардусом два меча с полуторными рукоятями.

Франк, присогнув колени и прижав локти к бокам, сделал выпад – по условиям поединка нужно было срезать павлинье перо на шлеме противника. Мстислав опустил оружие и сделал полшага вперёд – вправо. Меч Уго блеснул над его плечом, а лезвие князя с плавного разворота – замаха коснулось шлема гостя. Де Сент-Аман вынужден был глубоко нагнуться, теряя противника из виду... Мстислав тычком выпрямил руку, но франк перехватил его меч лезвием своего. Они закружились, нападая и уклоняясь. Оружие князя погнуло перо на шлеме Удо, а меч франка подрезал бахрому павлиньего пера на шлеме Удатного. Судьи на поле подняли круглые красные щиты в знак окончания поединка.

К бойцам подбежали отроки – оруженосцы, приняли оружие и помогли снять кольчужные рубахи, потом с поклоном подали вышитые полотенца – утирки, намоченные в горячем травном настое. Витязи получили по бархатной, подбитой соболями шапке. Утомлённый Уго с некоторым удивлением глядел на своего противника, выказавшего столько умения и выносливости – в курчавой бороде серебрилась седина, но чёрные пронзительные глаза горели молодым задором.

На востоке розовая полоса зари разделила глубокую синь. Ветерок порхнул в листве высокого тополя. Цепь загонщиков приближалась. С резким криком взлетели фазаны и понеслись над верхушками тростников, сверкая оперением. Шевельнулись стебли и внезапно огромная тяжесть обрушилась на всадника, стоявшего около устья оврага с копьём наперевес.

И. Шустов. 
Окончание следует

risk-inform.ru/text/2005/38/tigr38.html

(2868 раз прочитано)

 
   
 Доска объявлений 
   
 
Другие материалы номера 38 >
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Не тронь меня... (№22, 7 июня 2006 г.)
» Не тронь меня... (№20, 24 мая 2006 г.)
» Кто ты, Субудей? (№2, 18 января 2006 г.)
» Ностальгия по нагайке Чингисхана (№46, 23 ноября 2005 г.)
» По следу тигра (№39, 5 октября 2005 г.)
» По следу тигра (№37, 21 сентября 2005 г.)
» По следу тигра (№35, 7 сентября 2005 г.)
» По следу тигра (№34, 31 августа 2005 г.)
» По следу тигра (№32, 17 августа 2005 г.)
» «Бомж» Рита (№31, 10 августа 2005 г.)
» По следу тигра (№31, 10 августа 2005 г.)
» «Бомж» Рита  (№30, 3 августа 2005 г.)
» «Бомж» Рита (№29, 27 июля 2005 г.)
» «Бомж» Рита (№27, 13 июля 2005 г.)
» «Бомж» Рита (№26, 6 июля 2005 г.)

Материал входит в разделы тематического архива:
 
   
Случайная картинка

В связи с принятием закона о запрете пропаганды чайлдфри в России в сотни раз выросло число монашек.

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube