Костёр разгорался плохо: сучья пропитались влагой от затяжного ненастья и теперь огонь нехотя змеился по изгибам отволглых веток, временами выстреливая клубы бурого дыма. Николай сидел у костра на корточках, по таёжной привычке протягивая ладони над разгорающимся пламенем. Его верный друг и помощник в охотничьих скитаниях – рослый черноспинный пёс по кличке Звонок сидел поодаль, внимательно следя за каждым движением рук хозяина, – кому, как не ему, рассчитывать на справедливую награду: в рюкзаке охотника бережно уложено десять соболиных шкурок, добытых с его – Звонка – помощью.
Николай огляделся. Ночью прошёл снег, и сейчас, после грязноватых тонов поздней осени пушистые шапки пней и белопуховые шали деревьев выглядели особенно нарядно и празднично. Кончилась охота по чернотропу; по всем признакам, этот снег хотя и не лёжкий, но предвещает своим выпадением начало больших, зимних снегопадов. Взгляд Николая рассеянно скользил по деревьям обычно хмурой таёжной чащи, которая сейчас, после снегопада, преобразилась и потеряла свою обычную угрюмость. «Домой, отдохну с недельку, а потом – на зимовку», – подумал охотник. Не без удовольствия он вспомнил, что весь зимний припас завезён на место промысла ещё в начале осени и лежит себе в охотничьей избушке.
Вдруг взгляд охотника, всё так же рассеянно блуждавший между однообразных стволов одногодовой поросли, заметил нечто необычное. Вглядевшись пристальнее, Николай вдруг увидел большого чёрного соболя, как ни в чём ни бывало стоявшего на колодине, метрах в сорока от костра и со спокойным любопытством наблюдающим за охотником на привале. Николай даже крепко зажмурил глаза и снова широко открыл их.
«Как мог соболь так близко подойти к костру, около которого человек и собака? А может, это горелый сук?» – Николай вгляделся пристальнее – соболь не шевелился. «Сук, так и есть сук! Помешался я на соболях. Жадных удача не любит» .
Он сделал досадливое движение рукой – и в тот же миг – « порск»! – зверёк спрыгнул и помчался широкими прыжками в чащу. Николай хотел вскочить, но отсиженные ноги не послушались, и он, поскользнувшись, повалился в снег.
– Звонок! – кричал он, – след, соболя возьми!
Пёс недоумённо и испуганно смотрел на своего хозяина. Наконец, Николай вскочил и, схватив мелкокалиберную винтовку, бросился за зверьком. Звонок кинулся за охотником и, увидев убегающего соболя, азартно гавкнул и длинными прыжками понёсся по чаще.
Соболь добежал до бугрившейся неподалёку осыпи и с ходу юркнул в одно из бесчисленных отверстий, темневших между многопудовыми камнями. Николай с сожалением оглядел засыпанные снегом глыбы – здесь зверька можно взять только обмётом.
Л.Залесский
Окончание следует