или Ш.Ооржак против настоящего нойона
Совсем недавно в г.Чадане состоялся праздник, посвященный 240-летнему юбилею Даа (Дзун-Хемчикского) кожууна. На нем председатель правительства Тувы Ш.Ооржак, как всегда, произнес свои «крылатые слова» и щедро, без всякой жалости и сожаления раздал налево и направо всевозможные награды. Но что удивительно: на юбилее никто даже не помянул имя настоящего основателя Даа кожууна – нойона Шарапа.
Если следовать исторической правде, мой предок – Шарап Угер-Даа (Лопсан Шарап) – в 1765 году объединил десять сумонов Хемчика и основал тот самый Даа кожуун. С этого времени Даа кожуун прошел сложный извилистый и трудный путь в своем развитии. В том числе и кровавые коммунистические политические репрессии.
Известный нойон Шарап Угер-Даа был очень смелым и самоотверженным человеком. В свое время он не только основал Даа кожуун, но и неоднократно поднимал урянхайцев Хемчика на борьбу против иностранных поработителей. Если взять мою историческую родословную, я являюсь прямым потомком сыновей моего великого предка Шарапа Угер-Даа нойонов Хомушку, Сарги, Шонгур, Шонуксан-Базыр. Поэтому я имел полное моральное право непосредственно участвовать в этом великом празднике, но приглашен не был из политических соображений. Не без участия Ш.Ооржака. Он, скорей всего, связал это историческое событие с политикой и оказал давление сверху.
В этом же причина невыхода моих публикаций о хемчикских нойонах в газетах «Шын» и «Чаа орук» – всё дело в той же политике. В свое время предки Ш.Ооржака были обычными слугами, подчиненными (чернью, холопами) моих предков-нойонов. Возможно, Ш.Ооржак так поступил именно по этой простой причине.
Существует тувинская поговорка: «Правитель, не знающий историю, не может руководить». Речь Ш.Ооржака на прошедшем празднике Даа кожууна с исторической точки зрения является слабой, бессодержательной, односторонней и однобокой. В своем докладе он показал слабое знание истории, остановившись лишь на том же Хайдыпе Угер Даа, его приёмном сыне Гун нойоне Монгуше Буян-Бадыргы, который был мужем моей тётушки. А про нойона Даа кожууна Шарапа Угер Даа, сыгравшем историческую роль и сделавшем очень много благородного в истории кожууна, Ш.Ооржак не сказал ни одного слова. Это своего рода унижение моего предка – нойона Шарапа Угер Даа.
А лишь несколько лет назад Ш.Ооржак не смог бы в своей речи так смело называть имена Гун нойона Монгуша Буян-Бадыргы, Председателя Совета Министров ТНР Сата Чурмит-Дажы, премьер-министра Куулара Дондука, Хуулгана Чамзы-Камбы, учёного Монгуша Лопсан-Чимита, моего кровного родственника, основателя современной тувинской письменности. Весьма кощунственно, неприглядно и неудобно выглядит, когда бывший член КПСС Ш.Ооржак «вспоминает» и «хвалит» расстрелянных в период массовых политических репрессий в 30-е годы теми же коммунистами под видом контрреволюционеров государственных деятелей Тувы. Это показатель, как некоторые люди умеют «держать нос по ветру» и постоянно «изменять цвет своей кожи», непрерывно «менять свое обличие» в зависимости от требований и веяний времени. Из этого уже можно сделать вывод о том, что мы еще не «дозрели» и не готовы жить в условиях настоящей демократии.
В конце своей заметки хочется дать хороший и полезный совет Ш. Ооржаку: не придумывайте и не создавайте историю «в своём личном духе». История имеет свои корни. Историю нельзя нахально менять в угоду себе. Несмотря на то, что праздник Даа кожууна в г. Чадане уже прошел, нойон Шарап вечно будет жить в истории Тувы.
Направляю этот мною написанный материал в по-настоящему независимую, демократическую и смелую газету «Риск», и прошу опубликовать, ибо в правительственных газетах «Тувинская правда» и «Шын» его вряд ли опубликуют.
С глубоким уважением к истории и редакции
Даш-оол Кара-Сал (Хомушку),
г.Кызыл.