Продолжение. Начало в №39.
Ну как избирателям было не соблазниться столь радужными перспективами, и не проголосовать в марте 1997-го и марте 2002-го года за обещавшего всё это соискателя должности главы республики? Тем более что с присущей ему скромностью кандидат заявлял: «Считаем, что представленная народу предвыборная программа – это план действий прагматиков, реалистов, основанный на практическом знании сегодняшнего социально-экономического положения республики».
Прошло восемь лет с тех пор, как было обещано превратить Туву в индустриальный регион, увеличить собственные доходы бюджета до 75%, завалить республику итальянскими, немецкими, корейскими инвестициями и расписными коврами, разместить в республике конвейеры по сборке «ГАЗелей» и электронной техники.
Правда, все эти годы сохранялось стойкое ощущение, что «прагматики и реалисты» Ш.Ооржак и А.Мельников, обещав нам индустриализацию, вложили в это понятие какой-то свой, особый смысл, существенно отличающийся от общепринятого. В результате сегодня 2/3 объёмов промышленного производства республики обеспечиваются только тремя предприятиями: артелью «Ойна», угольным разрезом «Каа-Хемский» и ОАО «Тываэнерго». Всё остальное промышленное производство либо ликвидировано как класс, либо низведено до состояния кустарного.
А как иначе можно расценить то, что, например, в прошлом году всей нашей стройиндустрией кирпича было выпущено в 2 раза меньше, чем в далёком 1950-м году, муки мукомольной промышленностью произведено в 8 раз меньше, а производство пиломатериалов в деревообрабатывающей промышленности составило 80% от уровня того же 1950 года?
Почему, спросит читатель, сравниваются показатели промышленного производства 2004-го и 1950-го года? Да потому, что сразу проводить сравнение нынешних результатов с результатами 1990-го года, предшествующего хождению во власть выдающихся «прагматиков и реалистов», просто опасно с медицинской точки зрения. Неподготовленный читатель, узнав, например, что в 1990-м году производство сборного железобетона, составляло 92,5 тыс.куб. метров, а в 2004 году – 1,8 тыс. куб. метров, может получить тяжелую психологическую травму. А если ему ещё сообщить о том, что против одной пары валенок, изготовленных в 2004 году, в 1990-м году производилось 87 тысяч пар валяной обуви, недалеко и до «кондратия».
Имевшиеся в республике производственные мощности с каждым годом использовались всё хуже и хуже. В итоге, к 2004-му году мощности крупных и средних предприятиях республики по производству муки были использованы на 0,13%, ковровых изделий – на 1,6%, масла животного – на 2,3%, трикотажных изделий – на 3,1%, цельномолочной продукции – на 6,3%, кондитерских изделий – на 7,8%, мяса – на 7,9%, макаронных изделий – на 10,5%, хлеба и хлебобулочных изделий – на 12,0%.
Канули в лету авторемонтный завод и завод по производству мясокостной муки, символом бесхозяйственности и разрухи стоит домостроительный комбинат, доведены до банкротства машиностроительный завод и мелькомбинат. Банкротом стала и ковровая фабрика – пошли прахом более чем полмиллиарда рублей кредитов, полученных по линии «Гермес». Сотни «ГАЗелей», снующих сегодня по разбитым улицам столицы, были собраны где-то не у нас.
Собственные доходы консолидированного бюджета республики, так и остались на уровне 15-18% , и согласитесь, что это не обещанные 75. О глупостях типа ведического центра планетарного масштаба сегодня и вспоминать-то неловко.
Много воды утекло уже и с тех пор, как всё тот же кандидат обещал за три года удвоить бюджет республики и снизить его дотационность, правда, теперь уже не до 25, а до 50%, а к концу 2003 года ликвидировать задолженность по выплате детских пособий. Но, как оказалось, воплотить в жизнь заведомо невыполнимое гораздо сложнее, чем надувать мыльные предвыборные пузыри.
О том, как на самом деле обстоят дела с дотационностью и погашением задолженности по детским пособиям, бывший кандидат и нынешний глава республики вынужден был сказать сам, обращаясь к Председателю Правительства России М.Фрадкову. Сказал в конце, заметьте не 2003-го, а уже 2004-го года:
«Республика относится к числу наиболее дотационных субъектов Российской Федерации. Остаётся проблемным погашение 81,4 млн. рублей кредиторской задолженности по выплате пособий гражданам, имеющих детей».
Да, сколько не кричи халва, во рту слаще не станет, и желаемые 50 обернулись 83 процентами дотационности к сентябрю текущего года. И теперь мы уже не в числе наиболее дотационных, а самые дотационные в России.
Не более чем развесистой клюквой для оболванивания избирателей оказались уверения в инвестиционной мощи «Межпромбанка» и связанные с этим обещания увеличить к 2005 году объём инвестиций до 5,5 млрд. рублей. Годовой объем инвестиций в 2002-м году составил 694 млн. рублей, в 2003-м – 735 млн. рублей, в 2004-м – 907 млн. рублей, по итогам 8 месяцев 2005 – 422,6 млн. рублей. При этом как составляли в 2002-м году инвестиции из бюджетов разных уровней две трети от общего объема инвестиций, так и сегодня составляют две третьих, а на долю прочих как приходилось, так и приходится с гулькин нос.
И если где-то и были мощные инвестиции «Межпромбанка», то пенку с этого клюквенного варенья снял кто-то другой, наподобие псевдопрофессора Гаранского и бывшего вице-президента А.Мельникова, ныне подвизающегося в том же «Межпромбанке».
Прошло уже две трети отведенного Ш.Ооржаку срока полномочий, но никто так ещё и не увидел даже мелкой ямки на месте котлована обещанного здания филармонии, национальной библиотеки им. А.Пушкина, библиотеки им. К.Чуковского, парламентского центра.
Тувинские модницы потеряли надежду продемонстрировать окружающим красоту меха обещанной им черно-бурой лисицы. Честно говоря, не блистать им и в шубке из песцового меха, поскольку благодаря «вниманию и заботам» реалистов из правительства единственное в республике зверохозяйство, несмотря на упорное сопротивление коллектива рабочих, было разорено и бедные зверьки просто передохли от голода.
Чем ближе окончание срока полномочий главы республики, тем реже вспоминает он об освоении великого водного пути, как, впрочем, и об открытии международных воздушных ворот в Азию, канатной дороги через Енисей, о начале производства паркета и чистого спирта и о многих своих других обещаниях.
Сейчас на первом плане уже иные предвыборные прожекты, иные песни. Ставится задача убедить народ, что не видать народу Тувы в жизни счастья без железной дороги. А построить эту железную дорогу по плечу далеко не каждому, а только «прагматикам и реалистам». Одним словом, лозунг сегодняшнего дня: «Будущее – это железная дорога. Железная дорога – это Ооржак», – или в сокращенном, удобном для слогана виде: «Будущее – это Ооржак».
Но не все сегодня этот лозунг принимают всем сердцем. Есть еще отщепенцы в лице «красных» и «зелёных», сомневающихся в целесообразности строительства и больше пекущихся о чистоте воздуха и прочей экологии, а также традиционно оппозиционных депутатов, скептически относящихся ко второй части лозунга и начисто отрицающих справедливость слогана. Первые супротивники делу не помеха: ну, покричат, ну, помитингуют, всего-то и делов. А вот от депутатов того и жди подвоха: возьмут и не проголосуют за «будущее» при переутверждении на новый срок, в случае представления Президентом России.
Вот тут-то мы переходим к вопросу о том, почему еще далёкие, казалось бы, выборы уже на пороге.
Кондрат Пчёлкин
Продолжение следует