В день, когда выйдет этот номер газеты, активисты ЕдРа Тувы будут обсуждать перспективы строительства железной дороги в Туву. Дебаты товарищей по партии ещё не начались, что, впрочем, не мешает угадать их итоги.
Как известно, коммунисты Тувы опередили единороссов – провели опрос населения, который показал, что около 70% граждан Тувы выступает против строительства «железки» и не видит в нем никаких новых перспектив для людей, живущих в РТ.
Хотя мнение населения вряд ли остановит «заединщиков»: Ш.Ооржак уже дал отмашку на поддержку проекта олигарха, а партия власти не привыкла решать вопросы самостоятельно. К тому же не исключено, что и сам олигарх включился в процесс, профинансировав «партийную поддержку».
Самому наивному понятно, что партия чиновников не может по определению не поддержать стремление олигарха сшибить по лёгкому миллиард-другой. Скорее всего, там и спора никакого не будет – не та среда. Единомыслие является главным признаком правительственной партийной бюрократии. Достаточно вспомнить плачевный итог робких попыток создания правого и левого «крыльев» партии в Государственной Думе.
Поэтому, не рассчитывая на здравомыслие «медведей», мы решили обсудить эту тему на страницах газеты «РИСК».
* * *
Пожалуй, главными вопросами являются наличие возможности строительства железной дороги «Курагино – Кызыл» и объективная необходимость (целесообразность) в этом. А затем уже можно говорить о возможных последствиях строительства и эксплуатации магистрали. Особняком стоит вопрос о том, кому строительство нужно и зачем.
Следует отметить, что до сих пор никто из тувинских (или тем более российских) государственных мужей так и не высказались относительно перспектив строительства железной дороги в Туву. Не знаем мы ни экономических, ни социальных выкладок, кроме недавнего туманного заклинания председателя правительства РТ Ш.Д. Ооржака о ликвидации через этот проект дотационности республики к 2013 году. Прямо скажем, особого доверия не внушающего.
Наш местный Обещалкин много чего наобещал за свою политическую карьеру, но плачевность результатов его деятельности не оспаривается даже им самим. Бог с ним, с тувинским космонавтом – не получилось. Бывает. Не так страшно, что до сих пор «не выгорело» с международным аэропортом, цехом детского питания, ковровой фабрикой и многими другими его предвыборными обещаниями. Самое печальное, что, невзирая на розовые перспективы Шериг-оола Дизижиковича, Тува всё глубже опускается в болото унизительной дотационности бюджета, массовой бедности (вернее сказать – нищеты) населения, угрожающей преступности и беспросветной безработицы.
Ооржак много раз безответственно обещал республике скорейшее процветание, но положение продолжает ухудшаться до сих пор, поэтому его заявление о перспективах строительства железной дороги вряд ли может быть воспринято населением всерьёз.
Но никто из влиятельных российских политических и государственных деятелей не берет на себя ответственность за осуществление грандиозного проекта. По некоторым приметам эта идея принадлежит олигарху, представляющего Туву в Совете Федерации. По крайней мере, об этом говорит публикация в первом номере олигархической газеты «Известия Тувы», навязчиво обещающая нам дорогу, а вместе с ней приход сытости и благополучия. Хотя газета, издающаяся на сомнительно нажитые капиталы, вряд ли может восприниматься как что-то серьёзное и авторитетное. Да она и газетой-то вряд ли является, имея лишь соответствующий внешний вид, по сути являясь пропагандистской предвыборной листовкой по типу издаваемой 3 года назад лживой прокламации «Выбор нароДА».
Но даже если бы сам олигарх нам нарисовал прекрасное будущее, вряд ли этому можно было бы поверить. Как известно, неприкосновенностью от правоохранителей он пользуется уже более трех лет, но ни о каких его свершениях в Туве пока не известно. Не освоен водный путь, в который раз разорен несчастный Кызылский пивзавод, «Народный банк» перестал быть тувинским, но уже в который раз переживает «временные» финансовые трудности и не кредитует, превращаясь в своеобразную сберкассу.
К этому можно добавить, что так и не начато широко разрекламированное строительство спиртзавода, не говоря уж о том, что Межпромбанк не вложил ни копейки в развитие главной отрасли республики – сельское хозяйство, и не создал ни одного нового рабочего места.
Наш олигарх, как известно, среди своих коллег вроде как отличается особой набожностью и считается православным банкиром, бескорыстно помогающим Церкви. Но даже в этом никакого толку тающему православному населению республики лучше не стало – в надежде на помощь Межпромбанка начали строительство Православного Храма, но банкир под разными предлогами уклоняется от непосредственного участия в строительстве, в связи с чем строительство в настоящее время заморожено, а подрядчика третируют кредиторы.
Но это всё частности. Когда Ш.Ооржак одаривал банкира должностью члена Совета Федерации, даруя ему неприкосновенность от уголовного преследования, он уверял нас, что теперь-то проблем с дотациями из федерального бюджета у Тувы точно не будет. Жизнь обещаний Ш.Д. не подтвердила, скорее наоборот: может быть, это случайное совпадение, но с тех пор, как Туву в Федеральном Собрании стал представлять банкир, бюджет республики получил устойчивую тенденцию к «усыханию», создавая проблемы выплаты зарплат учителям и врачам республики.
И это невзирая на то, что благодаря росту мировых цен на нефть у российского правительства появились незапланированные доходы. Не появились у нас и обещанные умопомрачительные инвестиции. Пожалуй, единственным предприятием, заинтересовавшим олигарха, оказался столичный завод, разливающий водку. Но сейчас и он парализован – рабочие отправлены в вынужденные отпуска.
Так что рассчитывать на особое внимание олигарха к населению депрессивного региона по примеру Чукотки не приходится. Мы не раз писали об успехах чукотского олигарха. Сейчас Роман Абрамович по представлению Президента РФ переназначен губернатором Чукотки. Кстати, вполне заслуженно. За 5 лет руководства регионом объем производства Чукотки увеличен в 5 раз, фактически ликвидированы безработица и ставшее привычным поголовное пьянство, а среднемесячная зарплата составляет 19,7 тыс. рублей на человека. На налоги от доходов олигарха строится современный город, а о проблемах в энергетике нет и речи.
О подобных результатах в Туве говорить не приходится. Теперь становится совершенно очевидным, что выбор олигарха нашим местным гарантом оказался, мягко говоря неудачным. Вообще-то не исключено, что деньги у него есть, и немалые. По крайней мере, так заявляет Межпромбанк. Но на реальных делах в Туве это никак не отражается. Более того, даже заметно желание припасть к тощему тувинскому бюджету.
Тандем «олигарх-губернатор» разрабатывают какие-то планы, в которых не просматривается судьба простого человека. Не исключено, что реализацию проекта строительства железной дороги они рассматривают лишь как возможность личного обогащения. И об общественном интересе речи не идет. А потому о завершении строительства никто не думает. Главное – начать и получить финансирование. А там – как получится. Бросили же недостроенной скоростную магистраль в северную столицу – и ничего. А денежки где-то осели...
А теперь давайте обсудим возможность возведения дороги с точки зрения людских, технологических и финансовых ресурсов. Газета олигарха сообщила о примерной стоимости строительства – 44 млрд. рублей. Если в проектировании и строительстве будут задействованы структуры, приближенные к главной тувинской семье, то будет логично ожидать, что эта цифра, благодаря жульничеству и инфляции, неминуемо вырастит раз в 10. (Помните, как Ооржак собирался построить Музей за 19 млн. рублей? Стройка сожрала уже 112, а конца и края строительству не видать.) Так, видимо, будет и с дорогой.
Президент России недавно твердо сказал: грандиозных проектов, которые будут осуществляться более 5 лет, не будет, так как международная перспектива конъюнктуры цен на энергоносители неопределённа. Все помнят, как Правительство РФ отказалось строить железнодорожный мост Сахалин-Япония. Как уже сообщалось выше, заморожено строительство скоростной магистрали Москва-Питер, хотя миллиарды государственных затрат уже сделаны.
Маловероятно, чтобы Правительство России пошло на такие расходы только ради того, чтобы решить в Туве национальный вопрос путем ассимиляции местного населения. Но газета олигарха и Ш.Ооржак утверждают, что строительство непременно будет начато. Видимо, идет подковёрная борьба, и тандему «олигарх-губернатор» понадобилась если не народная поддержка проекта, то хотя бы согласование с партийной бюрократией «Единой России».
Как известно, длина пути – более 400 км. На пути строительства необходимо соорудить 2 сложных протяженных туннеля. Следует иметь в виду, что строительство пути, депо и прочей инфраструктуры для тувинских строителей – дело неизведанное. К тому же единственный населенный пункт, находящийся на пути строительства – город Туран. Дальше стройка пойдет по необжитой тайге, горам и болотам Красноярского края. А это значит, что строить её в основном будут люди пришлые. И не комсомольцы, как при строительстве БАМа или Братской ГЭС. В основной массе это будут завербованные граждане России, Украины и Молдовы вкупе со стройбатовцами Вооруженных Сил и зеками, охраняемыми внутренними войсками. Среди них вряд ли мы увидим ученых, художников и музыкантов. То есть людей интеллигентных. По крайней мере, основу составят отчаянные сорвиголовы без рода и племени. Если жители Тувы и будут участвовать в строительстве, то, скорее всего, на подсобных работах. К тому же сильным мужчинам, орудующим кайлом и вибратором, как известно, для общения нужны женщины. Хотя бы одна на троих. Если не создавать жилищных и других условий для создания семей. Ни для кого не секрет, наплыв каких женщин ожидается. И с ними – всплеск венерических заболеваний и СПИДа.
* * *
А теперь главное – ради чего забор городить?
Если железную дорогу вести только до Кызыла, то бессмысленность строительства с экономической точки зрения очевидна. О потребности в тувинских коксующихся углях разговоров предостаточно, но пристроить его на российских и мировых просторах тандему «олигарх-губернатор» никак не удается.
Сначала говорили о Новолипецком или уральских металлургических заводах – безрезультатно. И понятно – почему. Рынок угля в России сбалансирован, и ему не нужны ни дефицит, ни избыток. К тому же металлурги нередко являются владельцами угольных предприятий. И часто являются главными экспортерами угля за границу. Поэтому влезть в этот рынок чужаку проблематично. А учитывая специфическое, как правило, негативно-недоверчивое отношение российского бизнеса к Межпромбанку и то, что он не так давно от своих угольных активов избавился, на российский рынок ему дорога, скорее всего, заказана.
Как сказал один достаточно информированный человек: если Межпромбанк развалит российский рынок угля, то кого-нибудь в банке непременно пристрелят. Предположение достаточно реальное – видимо, поэтому теперь Межпромбанк и Ооржак ищут партнеров за пределами России. Сначала ездили в Корею, затем стали завлекать китайцев. Но и там пока без видимых результатов.
У строительства может возникнуть экономическое обоснование, если вести дорогу до Улан-Батора с перспективой соединения с железкой Улан-Батор – Пекин. Развивающийся китайский рынок мог бы переварить тувинский уголь. Но и тут без проблем не обойтись. Возникают глобальные международные аспекты, вдвое увеличивается стоимость строительства. А главное – возникает реальная опасность массового наплыва китайцев в Центральную Азию и быстрой ассимиляции тувинского населения. Примеры этого видны невооруженным глазом на Дальнем Востоке России и в Казахстане.
Впрочем, о тувинском угле больше разговоров, чем дела. В начале года представитель Межпромбанка А.Мельников заявил, что в 2005 году начнутся разработка Элегестинского месторождения и поставка угля за Саяны автомобильным транспортом. Видимо, соврал. Но об этом следующих номерах.
О результатах так называемых «партийных дебатах» и о позиции политических функционеров мы еще расскажем.
А. Гаврилов