24 сентября по каналу НТВ транслировалась церемония вручения Премии имени Артема Боровика за лучшее журналистское расследование. Зал «Россия» был заполнен представителями творческой интеллигенции страны. Присутствовали именитые журналисты ведущих средств массовой информации. На сцене – огромная фотография погибшего журналиста издательского холдинга «Совершенно секретно». Премия учреждена Союзом журналистов России и называется «Честь, мужество, мастерство».
Председатель Союза журналистов В. Богданов возвестил со сцены, что по данным СЖР, за последние пять лет в Российской Федерации было убито 20 журналистов при исполнении. Объявлена минута молчания. Все сидящие в зале встают с мест. На телеэкране медленно плывут скорбные титры погибших журналистов. Среди них – и имя нашего земляка – Шангыша Монгуша.
19 января прошлого года корреспондент районной газеты «Звезда Хемчика» Шангыш Монгуш ушёл из дома и не вернулся. Родители сразу поставили в известность Барун-Хемчикский КОВД. Однако милиция не прилагала особых усилий по розыску пропавшего журналиста. Исчезновение журналиста из Тувы освещалось в центральной прессе, в журнале «Журналист».
Второго мая 2004 года его тело обнаружили рыбаки в трёх километрах от Кызыл-Мажалыка. На теле были множественные ножевые раны, голова была проломлена топором. Прокуратура выдвинула разные версии убийства, в том числе касающиеся некоторых его публикаций. Но время было безвозвратно упущено. Сегодня дело по убийству журналиста Шангыша Монгуша приостановлено. Тем не менее, оно находится под личным контролем Генерального прокурора России Владимира Устинова, который регулярно справляется о ходе следствия у своих подчиненных в прокуратуре Тувы.
В 2000 году самолёт, в котором находился Артём Боровик, при взлете был взорван радиоуправляемой миной. Вместе с журналистом погибли члены экипажа и все пассажиры. Правоохранительные органы сразу выдвинули основную версию подрыва – журналистская деятельность Артема.
39-летний талантливый журналист работал в самом опасном жанре современной российской журналистики – занимался расследованиями. Причем брался за самые грязные темы: коррупция и взяточничество в самых верхах власть предержащих. Молодой, подающий надежды журналист погиб от рук наёмных убийц. Он не боялся говорить людям правду. «Если журналист смог сказать правду, значит его жизнь прожита не зря», – эти слова Артём сказал незадолго до своей гибели. Мама журналиста говорила, будто он чувствовал беду.
1 марта 1995 года в подъезде своего дома киллером был застрелен Генеральный директор ОРТ Владислав Листьев, начавший проводить политику в отношении урезания объёма рекламы на государственном канале. Речь шла о миллионах долларах. До сих пор убийцы не найдены и, вероятно, останутся неизвестными навсегда.
17 октября 1994 года в редакции газеты «Московский Комсомолец» раздался мощный взрыв, унесший жизнь журналиста Дмитрия Холодова, в своем расследовании о крупных хищениях в северной группе войск зашедшего слишком далеко. На улице к нему подошел некий мужчина и передал дипломат, сказав, что внутри его находятся материалы, проливающие свет на интересующую журналиста тему. В дипломате было заложено взрывное устройство...
В том же году была зверски убита корреспондентка газеты «Советская Калмыкия» Лариса Юдина, опубликовавшая целую серию разоблачительных статей о неблаговидных деяниях первого лица Республики Калмыкия президента К.Илюмжинова и его ближайшего окружения. Журналистку пригласили на явочную квартиру «поговорить по-хорошему», но принципиальная девушка не пошла на уступки, и произошло то, что произошло...
Тело журналиста Георгия Гонгадзе, посягнувшего на «святая святых» – «личные дела» президента Украины Леонида Кучмы, до сих пор не найдено, не считая фрагментов головы. У следствия имеются магнитофонные записи разговора о готовящемся убийстве журналиста. Независимая экспертиза установила, что один из голосов на секретной пленке принадлежит самому бывшему президенту Украины.
Журналисты, принявшие смерть от рук наемников, как правило, свято чтили каноны своей профессии: объективность и правдивость. Оставались верными журналистскому долгу до конца. Несмотря на открытые угрозы своих врагов. За проявленное гражданское мужество их чтят и любят простые люди, которых миллионы. И люто ненавидит власть. Чтобы аудитория знала правду, они рискуют своими жизнями ежедневно по всему миру. Десятки, сотни погибших репортёров, операторов в горячих точках планеты.
Жизнь журналиста, если конечно, он навсегда избрал журналистику делом своей жизни – это служение своей аудитории. Мы служим тем, кто ежедневно нас смотрит, читает и слушает. Именно служим, порой рискуя самым дорогим. Вышесказанные слова не относятся к работникам изданий, целиком существующих на государственной казне, так как в этом случае не приходится уповать на объективность.
Журналисты нашей независимой газеты «РИСК» постоянно подвергаются нападкам со стороны властных структур республики. Им не раз угрожали, обещая «устроить проблемы». Трижды редакцию газеты поджигали, но виновные так до сих пор не были наказаны, суд над поджигателями тянется бесконечно. Газета вынуждена издаваться за пределами республики. Неоднократно «РИСК» пытались «засудить». Чего не скажешь о газете «Тувинская правда», чуть ли не из номера в номер по решению суда публикующей опровержения своих лживых публикаций о достойных, известных в республике людей. А ведь «Тувинская правда» в советские времена была в республике изданием №1. Тираж достигал тридцати шести тысяч экземпляров. Сегодня же ее тираж упал до критической отметки – всего 2 тысячи экземпляров.
Учреждение нового печатного издания «Известия Тувы», видимо, связано с окончательной дискредитацией правительственных СМИ в глазах общественности республики, и попыткой создать новый предвыборный рупор властей. В связи с этим невольно вспоминается газетёнка «Выбор нароДа», издававшаяся в 2002 году на деньги того же олигарха. Пройдет ли этот номер на этот раз – покажет время.
Член Союза писателей Тувы, поэт и известный публицист Игорь Бадра чудом избежал неминуемой гибели. Молодые люди на белой «девятке» несколько дней отслеживали журналиста, опубликовавшего серию материалов о «неправедных» делах некоторых высших чинов республики. Ворвавшись среди ночи в дом писателя, киллеры в масках попытались осуществить своё чёрное дело. Но Бадра, владеющий навыками по боксу, сумел увернуться от нескольких смертельных ударов топора и ножа и вырвался из западни... Молодому журналисту районной газеты «Звезда Хемчика» вырваться не удалось...
Корреспондента газеты «Информ плюс», неоднократно писавшего о нелицеприятных моментах общественной жизни в криминальной столице республики городе Чадане («Сколько стоит клятва Гиппократа», «Чикагские метаморфозы», «Отравленные сосиски и угарный газ», «Иркутск, Тува – сравним...», «Криминалитет тусуется в Чадане» – о милицейском произволе, наркоторговле, задержке зарплаты в райбольнице, проблемах почты и т.д.), в последний его приезд в Чадан представители криминалитета предупредили, что если он ещё раз приедет писать свои плохие «писульки» про их родной город, живым отсюда больше не уедет (август 2005-го года).
Автор намеревался сделать специальный репортаж о наркобизнесе в Дзун-Хемчике. Нужно отдать должное новому начальнику КОВД майору Баянову и старшему лейтенанту милиции Роберту Сат за их усилия найти тех самых представителей криминалитета.
Посткриптум. Журналист, будь то сотрудником многомиллионной центральной газеты, центрального телевидения или корреспондентом провинциальной районки с тысячным тиражом, делает одно дело. Конечно, расследование региональной прессы и центральной – разные уровни по масштабам, но основную суть это нисколько не меняет. Журналист приоткрывает тайну... И становится неугодным героям его публикаций.
Ведь журналистское расследование почти всегда проводится неофициально. Все попытки достать информацию от официальных должностных лиц встречают сопротивление и блокируются на первом же этапе. И журналист использует все доступные средства, в том числе и личные связи в правоохранительных органах, агентурные данные. В этом случае журналист, как резидент, становится обладателем секретной информации. И кроме него самого, никто не может знать, насколько близко он подошел к раскрытию того или иного дела. А потому продолжают греметь выстрелы и взрывы на необъятных просторах нашей Родины, унося жизни лучших сынов и дочерей своей страны – служителей слова и пера, не побоявшихся сказать народу ПРАВДУ...
Важно помнить свой долг. От первого мгновения до последнего. А все тайное рано или поздно становится явным...
Ай-Демир Кадыг-оол