Все чаще и чаще приходится задуматься: откуда же ноги растут у преступности? Особенно детской и подростковой. И всегда, почему-то, получается один и тот же вывод: условия создаются властью, государственными структурами, которые пренебрегают законными интересами и правами граждан. В том числе детей и подростков.
Эта новость не стала сенсацией. Погибла молодая девушка. Её изнасиловали и убили. В убийстве подозреваются два ученика 10-го и 11-го классов 5-ой городской школы-гимназии. Случилось это в ночь с субботы на воскресенье, с 15 на 16 октября 2005 года, при следующих обстоятельствах: группа молодых людей, в том числе и будущая жертва преступления, «активно отдыхали» в ресторане. В деталях преступления ещё разбирается следствие. Будем надеяться, что разберётся.
Так что же вообще происходит?
В городе Кызыле, по официальным данным отделения по обеспечению деятельности ПНД МВД Республики Тыва, за 9 месяцев текущего года доставлено в УВД города 2618 детей и подростков, оформлено 1227 протоколов для привлечения к административной ответственности... несовершеннолетних. При этом в комиссию по делам несовершеннолетних направлено 694 протокола.
В официальной справке отделения по обеспечению деятельности ПНД МВД Республики Тыва в разделе «Сведения по исполнению Законов РТ об административной ответственности за 9 месяцев 2005 года» нет никакой цифры о привлечении к ответу родителей правонарушителей. Получается, что родители за проступки своих детей не отвечают? Тогда давайте заглянем хотя бы в Семейный Кодекс РФ, в статьи 63 и 65:
«Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами...»
Как видите, статья 63 содержит важнейшие положения по выращиванию ребёнка, превращения его в полноценного члена общества. Ранее Кодекс содержал только обязанности родителей по воспитанию своих детей. Изменение отношения к семье, ее роли в жизни ребёнка сделали очевидной истину: родители не только обязаны его воспитывать, но и имеют на это право.
Воспитание ребёнка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Утратить это право он можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребёнка. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания. Государство в пределах своих возможностей принимает необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Право родителей обеспечивается не только благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребёнка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей.
Всё более очевидной становится роль родителей в исполнении своих родительских обязанностей. Именно от этого во многом зависят духовный мир ребёнка, его готовность к общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей. Подчеркивается особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей.
Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребёнка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. При передаче ребёнка на воспитание другим лицам в установленном законом порядке родители несут ответственность за воспитание и развитие ребёнка вместе с заменяющим их лицом. При усыновлении всю ответственность за ребёнка принимает на себя усыновитель. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за их воспитание и развитие.
Семейный кодекс не уточняет, о какой именно ответственности идёт речь. Предполагается существование ответственности как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства, вплоть до уголовной. В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором – дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке, неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей.
Участие в воспитании ребёнка нередко принимают не только родители, но и другие члены семьи, однако преимущественное право на его воспитание принадлежит родителям. Это означает, что при разрешении судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребёнка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства.
На выбор родителем и его ребёнком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывают воздействие и состояние здоровья ребёнка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребёнка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.
«Статья 65. Осуществление родительских прав
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд».
Как видите, в статье 65 подчёркивается, что на родителях лежит ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребёнка. Имеются в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребёнка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребёнка.
Это может быть ответственность административно-правовая, гражданско-правовая, семейно-правовая и уголовная. И так далее.
По оперативным сводкам отделения по обеспечению деятельности ПНД МВД Республики Тыва о преступлениях, совершенных с участием несовершеннолетних за период 9 месяцев 2005 года по городу Кызылу совершено 166 преступлений. Из них убийств – 5, грабежей – 41, разбоев – 9, краж – 27, изнасилований, включая попытки изнасилования – 15. В совершенных преступлениях участвовало 240 детей и подростков. Из них учащихся школ – 85, учащихся ПУ – 26, студентов – 6, работающих – 2, неработающих – 121.
Как Вы, конечно, заметили, большая часть преступлений совершена учащимися. При этом 51% преступлений совершили школьники. Цифра пугающая. И что? В этом виновата школа?
В Республике массовая безработица, упадок во всём – и в экономике, и в нравах. Особенно страдают районы: работы нет, криминал не даёт возможности вести личное подсобное хозяйство, воровство, пьянство... Всё это вынуждает перебираться жителей районов поближе к столице.
Школы, в том числе и гимназия №5, наполнялись и наполняются детьми переселенцев из районов республики, и уже давно переполнены. Занятия в них идут в две и даже три смены. Вот только непонятно: почему вновь прибывшие учащиеся из районов Тувы стремятся не в национальные школы №9 или №2, а преимущественно устраиваются, всякими правдами и неправдами, в школы №5, №14, №11, №3? Если дело в том, что есть такая необходимость, то почему бы не отказать школам №9 и №2 в статусе «национальная» и не поставить их в один ряд с другими – не национальными – школами города? Но это так, к слову. В порядке появления мыслей в рабочее время.
П. Косс
Продолжение следует