В последнее время ощущается шумиха вокруг личности некоего Субудая. По одной версии, монгольского завоевателя, по другой – тувинского полководца, служившего одному из величайших завоевателей в истории человечества Чингис-Хаану. Вызывает законные вопросы название учрежденного Фонда – «Субудай-Багатур».
То ли потому, что организатор кампании Орлан Тинмей толком не владеет ни русским, ни тувинским языком, то ли просто от того, что никто из организаторов на самом деле не знают истории. По крайней мере, они даже не могут сказать, на каком языке принято название – на тувинском, русском или монгольском. Не говоря уж о том, что они совершенно не представляют, кто он такой и какого рода-племени.
Если название русское, то, наверное, правильнее было назвать его «Субудай-Богатырь». А уж если на тувинском, то вовсе «Субудай-Маадыр» (в переводе «Герой Субудай»). А уж если они предпочитают монгольский язык, то больше бы подошло название «Субудай-Батор» (или еще точнее и вернее, «Субудай-Баатаар», что означает опять-таки «Герой Субудай»). В общем, уже в самом названии тинмеевского Фонда – сплошная путаница и неразбериха.
Сомнительна и личность закоперщика – Тинмея младшего. Как известно, в настоящее время он вынужден просиживать штаны на скамье подсудимых, поскольку Прокуратура предъявила ему ряд обвинений, часть из которых – по тяжелым статьям УК РФ. Странно, что организаторов Фонда ничуть не смутило, что они находятся в компании с вероятным уголовником, которому предстоит провести какое-то время за решеткой, прежде чем возглавит деятельность Фонда.
Впрочем, не в Тинмее дело. Похоже, у Фонда мало шансов получения поддержки у населения Тувы. Вот что, например, пишет ветеран труда Алдын-оол Ондар в своем письме под названием «Кто ты, Субудей?» в газете «Шын» (за 8 декабря 2005 года):
«В последнее время мы в Туве смотрим в Тувмуздрамтеатре имени В.Кок-оола историческую драму Э.Мижита «Кто ты, Субудей?» и восхищаемся ею. Главного героя постановки Субудея нам показывают как крупного военоначальника захватнических и беспощадных походов Чингис-Хаана...
Недавно я узнал, что учредители журнала «Урянхай» объявляют конкурсы, уже нашли площадь в Кызыле, собирали там народ на митинг, планируют для этого открытие Фонда Субудея с помощью Министерства культуры. Несмотря на то, что я нахожусь уже в достаточно зрелом возрасте, по моему мнению, Субудей никакой не тувинец, а монгол. В книгах о Чингис-Хаане его называют полководцем монгольских войск.
Действительно, если он тувинец, то возникает очень много вопросов. К примеру, где, в какой местности в Туве он жил, чей он сын, из какого сумона он родом, что полезного и хорошего для Тувы он сделал? Если не известно родовое происхождение человека, то ничего о нем не известно. История народа создается на основе достоверных исторических фактов. А вы посмотрите, даже на его имя – Субудей. Такого имени у тувинцев не было и нет.
Разумеется, нельзя говорить, что в войсках Чингис-Хаана не было тувинцев. В книгах о Чингис-Хаане в качестве выросшего вместе и охотившегося со старшим сыном великого завоевателя Чингис-Хаана Джучи-Хаана фигурирует военачальник Судуй.
Он действительно участвовал во всех походах Чингис-Хаана и погиб в последнем бою.
Помню, как уже давно с интересом прочитал статью одного ученого-историка о походах Чингис-Хаана, в которой утверждалось, что человек по имени «Судуй» был тувинцем и был «правой рукой» Чингис-Хаана. И действительно, он мог быть тувинцем. Хотя в книге называют полководца именем «Судуй», по-тувински правильнее было бы его назвать «Сундуй».
Неужели среди тувинцев нет более достойных людей, сделавших славные и героические дела в деле государственного строительства и его развития, таких как активные участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза Хомушку Чургуй-оол и Тюлюш Кечил-оол? Много и участников войны в Афганистане и Чечне.
Неужели воевавшие 700-800 лет назад монголо-татарские войска лучше, чем относительно недавно, в начале ХХ века, воевавшие вместе с монголами против китайских захватчиков тувинцы в национально-освободительной войне в монгольском селении Хомду (монгольское название Кобду – ред.). Как можно их забыть в угоду древним монгольским захватчикам? Может быть, лучше создать Фонд героев войны в Хомду (в 1911 году объединенные отряды тувинских и монгольских войск наголову разбили китайский гарнизон в монгольском селении Хомду – ред.)? Неужели обязательно создавать специальный Фонд в честь увековечения до конца неизвестного и непонятного полководца? У нас в Туве есть достойнее его художники, писатели, герои...»
Судя по откликам читателей, уважаемый А.Ондар не одинок в своем мнении. Например, Заслуженный учитель школ РФ Иргит Достай в своем материале «Лично я не поддерживаю» в той же газете «Шын» (за 22 декабря 2005 года) пишет:
«Внимательно прочитал материал ветерана труда Алдын-оола Ондара в газете «Шын» «Кто, ты, Субудей?». Поддерживаю мнение автора. Действительно, кто он такой Субудей? Неизвестно, в каком кожууне, сумоне, арбане Тувы, в семье какого арата родился он? Я категорически против прославления его имени, присвоения его имени новой площади перед строящимся музеем и установки памятника этому человеку без биографии, не оказавшего никакой реальной помощи и поддержки тувинскому народу, точное имя которого до сих пор неизвестно.
Исторические материалы и факты подтверждают, что полководцы, возглавлявшие захватнические и разбойничьи монгольские войска, были жестокими и беспощадными. До сих пор толком неизвестно, что за такой человек этот Субудей. И что может взять в качестве примера для самовоспитания и подражания нынешняя и будущая тувинская молодежь от этого, не сделавшего ничего полезного и хорошего для Тувы и тувинцев, жестокого и беспощадного злодея Субудея? Поэтому я против их предложений по увековечению памяти Субудея.
Сейчас пошли выступления этих инициаторов по телевидению, публикации многочисленных всевозможных статей в честь Субудея, ратующие за присвоение его имени новой площади перед строящимся музеем, установление на ней его памятника, открытие специального Фонда, восхваляющие значение имени Субудея и его наследия в деле воспитания тувинской молодежи.
Я считаю, что этот вопрос должен широко обсуждаться тувинской общественностью, историками, учеными и соответственно должна быть дана объективная оценка. Я считаю, что если позволить всем ставить памятники кому угодно, создавать всевозможные Фонды для сбора денег, то это уже нарушение законов или, по крайней мере, несоответствие им.
Разумеется, нужно и полезно, когда действительно достойному человеку и гражданину, укреплявшему в истории Тувы дружбу народов, игравшему огромную роль в воспитании народа и особенно подрастающего поколения, внесшему большой вклад в дело социально-экономического развития республики, общеизвестному и знаменитому деятелю ставят памятник и прославляют его имя. Это надо только приветствовать.
А таковые, на мой взгляд, имеются в Республике Тыва. К ним можно отнести Тока, Буяна-Бадыргы и других известных в истории Тувы людей. Кроме них можно назвать и деятелей, внесших большой вклад в дело воспитания той же молодежи. Среди них, участник Великой Отечественной войны Оюн Толепович Алдын-оол. Он начал свою трудовую деятельность с секретаря сумонной ревсомольской организации, руководящего работника комсомола, партии дошел до министра Внутренних дел Тувинской АССР. Это – один из достойнейших людей Тувы...».
Странное у нас общество! То в поисках народных героев Тинмей-старший причислит к героям обыкновенных хемчикских бандитов, воров-скотокрадов, то его сын Орлан начинает прославлять промонгольского палача-завоевателя Субудея... Что скажешь по этому поводу?
Впрочем, одно объяснение все же имеется. Как известно, Орлана Тинмея судят за то, что он незаконно создал и под него собирал путем вымогательства общак по строительству медвытрезвителя. Сорвалось. Хотя идея была вроде как благородная. Теперь он пытается собирать деньги на некоего Субудая. Думается, никакой патриотической искры в этом нет. Скорее всего, группа мошенников хочет попробовать обмануть наивных земляков, поманив их очередным вымышленным национальным героем, а заодно подоить республиканский бюджет в лице Министерства культуры.
А Тинмею хотелось бы придать себе окрас интеллигентного человека, чтобы дали срок поменьше. По крайней мере, если бы он так сильно уважал свой народ, об истории которого так печется, он хотя бы для начала выучил родной язык, чтобы его слышать.
Наш корр.