Продолжение. Начало в №№49, 1.
– Хорошо, господин майор, буду иметь ввиду, и, как только разделаюсь с одним делом, всерьёз подумаю о вашем предложении, – дипломатично ответил лейтенант, не любивший ни с кем портить отношения.
Он переоделся, с удовольствием ощутил в кармане книгу небольшого формата, «Как добиться влияния на окружающих» Джима Джеферсона. Вышел за пределы тренировочного комплекса; его путь проследил и записал на бортовое видео Юрий Миловидов.
* * *
На совещании присутствовали работники МВД, ФСК, Учёные и военные. Слово было предоставлено ректору института плазменной физики профессору Андрианову Вячеславу Кондратьевичу.
– Предлагаю считать присутствующих здесь комиссией по борьбе с «разрушителем». «Разрушитель» – робот, машина высокого класса. Очевидно, плод работы какого-то коллектива. Кстати, категорически заявляю, что возглавляемый мной институт, никоим образом не причастен к созданию «разрушителя». Неясно, какие цели преследуют создатели. Шантаж? Но до сих пор ни одному учреждению или частному лицу не предъявлено никаких требований. Робот неуловим. Попытки захватить или хотя бы заснять окончились впустую – видео и фото-материалы оказались засвеченными. Я предлагаю ходатайствовать перед министром внутренних дел об уничтожении робота-разрушителя.
* * *
Эскадрилья вертолетов летела вдоль шоссе. Операторы управления огнём и видеооператоры застыли на своих местах, готовые к действиям. Было жарко. Воздушные машины пронизывали горячее струйчатое марево над пустынным, всхолмленным ландшафтом. В головных телефонах раздался сигнал готовности. К шоссе приближался человек, одетый в светлое, в бейсболке на голове. Вертолёты зависли в отдалении, но человек не совершал ничего криминального. Машины по одной стали улетать в сторону железнодорожной магистрали, как вдруг над полотном дороги взметнулось пламя, вертолёты качнуло. Винтокрылые круто развернулись, охватывая султан дыма. «Искать человека в светлом!» – прозвучала команда.
Наблюдателя одной из машин привлёк фиолетовый отблеск. Вертолёт завис над балкой, густо заросшей выгоревшей травой. Разглядели мужчину, ничком лежащего в траве. Командир боевой винтокрылой машины медлил... «Атаковать? А вдруг это путник, случайно пострадавший от взрыва?» На боку лежавшего одежда была порвана и солнечные лучи отражались от чего–то синеватого. Вертолётчик связался с командиром эскадрильи – воздух загудел от приближающихся машин.
Лежащий пошевелился и странными, какими-то однообразно-повторяющимися движениями стал приподниматься. С головы свалилась бейсболка и воздушные бойцы увидели, что голова интенсивно вращается, посверкивая выступами датчиков и линзами. «Разрушитель!» Рука командира легла на гашетку автоматической пушки. К роботу протянулась бледная в ярком солнечном свете трасса – он закачался, потом исчез в оранжевом облаке разрыва реактивного снаряда. Пыль рассеялась. Военные увидели воронку. Командир вызвал базу. «Я шестой... Объект уничтожен!»
* * *
– Подумать только, совсем недалеко от города и такая прелесть... Нет, ты прав, Коля, время от времени просто необходимо бывать на природе.
– Да, конечно. – Николай бросил на траву плед и сам бросился на него, – я прошу, вас, леди!
Девушка осторожно опустилась на край. Николай обвил рукой её талию.
– Вот этого не нужно! – Юлия вскочила. Николай усмехнулся и уткнулся лицом в скрещенные руки.
– Я больше не буду, не бойся.
– Ты какой-то странный, – неуверенно сказала она.
– Какой же? Сексуально агрессивный?
– Да нет, я бы не сказала. Но что-то есть в тебе такое...
Внизу, у реки, раздался хруст.
– Там кто-то ходит... Я боюсь... Гляди – человек!
– Ну, и что? Обыкновенный отдыхающий, бедолага, обалдевший от городского шума.
Николай сел. Человек на берегу был достаточно хорошо виден – невысокий, одетый в просторную клетчатую рубашку и мятые брюки. Он приподнял руки и с боков его сорвались две огненные струи. Сумеречный воздух наполнился свистящим гулом. Юлия, вскрикнув, бросилась к Николаю. Он же, стиснув зубы, смотрел, как человек стоймя поднялся в воздух, некоторое время висел, покачиваясь, потом, приняв почти горизонтальное положение, рванулся в пламени и грохоте через реку, туда, где в наступающих сумерках матово белели огромные цистерны нефтебазы. Подобно пылающей ракете он мелькнул на фоне огромных нефтеналивных танков. Багровое пламя осветило лес и реку, чудовищный взрыв потряс всё вокруг. У Юлии подкосились ноги.
– Что это, Коля? Я боюсь, боюсь!
Николай, каменно сжав челюсти, глядел, словно загипнотизированный, за реку, где полыхало чадное зарево. «Нам нужно ехать»... – наконец выдавил он.
В машине они долго молчали. Николай сосредоточенно глядел на дорогу. Юлия, не оправившаяся от потрясения, нервно сжимала руки и то пугливо глядела в боковое стекло, то пыталась заглянуть Николаю в глаза.
– Коля, ну что ты всё молчишь? Объясни мне...
– Ну, что? Ты же читала в прессе и слышала, конечно, о « разрушителе»...
– Так это был он?
– Похоже...
– А чего он добивается, этот «разрушитель»?
– Подумай... Ведь ты не глупая девочка.
– В твоём голосе слышится ирония, даже сарказм... Это месть... за неуступчивость?
– Наверное... Я думаю, что будь на моём месте какой-нибудь бизнесмен на «Ролс-Ройсе»...
– А больше ты ничего не мог придумать? Останови машину сейчас же...
– Ну, зачем же? Я не хочу. Чтобы ты встретилась с «разрушителем». Это может разрушить твою очень устойчивую психику.
– Пожалуйста, прекрати эти намёки, иначе мы не сможем больше встречаться.
– Ну хорошо, хорошо. Ты знаешь, я ведь хотел сделать тебе предложение.
– Правда? Ты никогда не говорил.
– Ну вот, сказал. И что же? Я то хотел сделать предложение, когда добьюсь успеха. Но сейчас я близок к этому, я уверен.
– Да? Это прекрасно. Но ты думаешь, женщинам нравятся только герои, супермены?
– Во всяком случае, не неудачники.
– Ну, положим... А в чём твой успех? Или это только проект, идея?
– Не только. Уже кое-что сделано. А идея такая – остановить «разрушителя». Я создаю, причём один, «антиразрушителя», который сможет на равных бороться с этим... кстати, я считаю, что «разрушитель» – инопланетянин.
Юля искоса, с затаённым удивлением и страхом, поглядела на Николая.
– Коля, это не серьёзно. Ты что?
– Да. А ты помнишь, тогда, в кафе, я обратил твоё внимание на заметку в газете об НЛО? Ведь его появление предшествовало подвигам разрушителя. А неуязвимость? Это лишнее подтверждение неземного происхождения.
– И ты сможешь его победить?
Николай колебался, на лице отразилась внутренняя борьба, но чувствовал, что зашёл слишком далеко и уже не сможет остановиться.
– Хочешь, я кое-что тебе покажу?
Юлия засмеялась.
– Я плохо в этом разбираюсь, но, в общем, интересно... Прямо фантастика, сюжет для видео фильма какого-то!
Машина уже шла по пригороду. Мелькали унылые строения, брошенные, предназначенные под снос дома. Электрическое освещение проглядывало лишь кое-где.
– Куда ты меня завёз?
– Здесь мой гараж. Пока всё это... не снесено, нам, частникам, разрешено пользоваться старыми гаражами автохозяйства. За хорошую арендную плату, разумеется, – усмехнулся молодой учёный, – ну, вот, мы и приехали!
Пока Николай возился с замком, Юля оглядывала брошенное предместье. Странное впечатление производили строения, в которых ещё несколько месяцев назад кипела жизнь. Сейчас зелень сквера, несмотря на замазученную землю, наступала на двор и какие-то лиановидные растения забросили побеги даже на разбитый прицеп.
Раздался словно тяжёлый вздох – Юлия вздрогнула – около открытой двери стоял Николай, глядя неподвижными светлыми глазами. Девушка робкими шагами приблизилась, вытягивая шею.
– А что там?
– Обыкновенный гараж.
Но Николай вынул из кармана широкий браслет, усеянный разноцветьем квадратиков и треугольничков, нажал пальцем на один из них. Отошла плита, закрывавшая яму для ремонта автомобилей, и, под звук негромкого жужжания, из ямы возникла площадка – Юлия вскрикнула и спряталась за Николая – на рифлёной поверхности площадки стоял, угрюмо сгорбившись, человек среднего роста с длинными, безвольно опущенными руками. Николай, сжимая тёплые плечи девушки и удерживая её от бегства, сказал:
– Не нужно бояться, посмотри, он приветствует тебя!
Юля в страхе всмотрелась – человек выпрямился и помахал поднятой рукой, на лице его застыла бездумная улыбка.
– Это он, робот-антиразрушитель, – тихо сказал Николай.
И. Шустов
Продолжение следует