С.Конвиз:
В республике очередное обострение политической борьбы: председатель правительства и его оппоненты предъявляют друг другу различные претензии, из которых очень непросто уяснить ситуацию. Поэтому мы обратились к С.Конвизу с просьбой дать объективную оценку происходящему. Ниже приводим его ответы на наши вопросы с некоторыми сокращениями.
– Сергей Семенович, что Вы считаете определяющим для Тувы в настоящее время?
– Все основные процессы, происходящие в Туве, связаны с тем, что Ш.Ооржаку сообщили о необходимости подать прошение об отставке. По некоторым сведениям, в апреле Президент России В.Путин должен внести в парламент Тувы кандидатуру на пост Главы республики. В связи с этим Ш.Д. недавно посетил Новосибирск, а на 2 февраля его вызвал к себе сам Президент России.
– Как Вы думаете, какими будут итоги встречи Путина и Ооржака?
– Сложно давать прогноз по такому поводу. Думается, возможны три варианта:
Анкета-анкетой, а В.Путин имеет привычку сам составлять мнение о том или ином человеке. Ооржака он не знает. Вот и решил его проинспектировать лично, чтобы принять окончательное решение по кандидатуре будущего наместника в Туве. И по итогам встречи примет решение.
В.Путину не очень важны экономические показатели Тувы в связи с её отсталостью. А с учетом национального состава республики для него важно только одно – спокойствие в национальной окраине. Поэтому он потребует от своего будущего наместника безусловной лояльности, в том числе и по вопросу вхождения Тувы в состав Красноярского края. Если убедится в его надежности, направит кандидатуру на переутверждение.
Решение о новой кандидатуре принято, и предстоящая встреча – попытка мирным путем предотвратить возможный кризис при передаче власти в Туве. В этом случае Президент России предложит Ооржаку работу вне республики с условием, что он в тувинские дела вмешиваться не будет и пообещает ему в будущем защиту от правоохранительных органов. Вариант Наздратенко из Приморского края или Аяцкова из Саратова.
– Сейчас много шуму про национальные проекты. Кажется, в них наше спасение. Как Вы считаете, что они несут для Тувы?
– С одной стороны – все, а с другой – ничего. Или почти ничего. В чем слабость Ооржака? Он всегда старается скопировать в Туве то, что делает федеральная власть в России. Без анализа причин и возможных последствий. Помните случай в 1992 году: в Москве разрешили торговать в подземных переходах и метро – тут же аналогичный Указ вышел в Туве, хотя ни метро, ни подземных переходов нет. Идиотизм. Тува – совсем не срез всей России. И потому у нас должен быть другой подход к национальным проектам.
– Вы против национальных проектов, провозглашенных В.Путиным?
– Давайте без ажиотажа. Вы же видите, что эти проекты – всего лишь лазейка для тувинского правительства залезть в карман бюджета России и пошарить там для своей выгоды. Возьмем образование. Ну скажите: разве 20 автобусов для наших школ и повышение зарплаты на 1 тысячу рублей классным руководителям – это национальный проект и решение проблем? А тех, кто так думает, нужно немедленно гнать с должности.
Или проблема сельского хозяйства. Выяснили вдруг: для производства ковров нет шерсти, для производства колбасы – мяса, кондитерских изделий – муки, а молочных изделий – молока! Как будто до этого не знали. И выдают за открытие. Да: и образование, и здравоохранение, и доступное жилье и сельское хозяйство для нас важны. Но нужно же смотреть в корень! Какие проблемы самые важные в Туве на сегодняшний момент? Это проблема занятости и криминализированности общества, коррупция в органах власти. До трети населения так или иначе связаны с наркобизнесом и скотокрадством. С ними заодно большая часть правоохранителей в кожуунах и муниципальных чиновников. Муниципальные начальники берут взятки, а их жены развозят по России огромные партии наркотиков. И в такой ситуации автобусы для школьников – это скорее транспорт для организованного вывоза детей собирать коноплю.
– И что же делать?
– Туве нужно формировать собственную программу возрождения экономики республики, утверждать в тувинском парламенте, пробивать в Москве, добиваться ее финансирования и реализации, а не ходить с котомкой и просить на пропитание. Всем понятно, что в Туве нигде, кроме как в сельском хозяйстве и строительстве, невозможно быстро создать рабочие места в необходимом количестве. Они подтянут транспорт, стройиндустрию и обрабатывающую промышленность. Встанет вопрос, как привлечь туда людей, организовать их труд, как сохранить то, что они создадут, особенно на селе. Для всего этого нужен авторитетный руководитель республики. Такой, которого бы уважали в российском правительстве и которому бы доверяли в Туве. Как в свое время Салчаку Токе. Мне кажется, нужен новый свежий здоровый человек без гнили и паранойи.
– Может, и строительство железной дороги в Туву изменит ситуацию?
– Безусловно.
– Почему же тогда подавляющая часть населения республики против ее строительства?
– Да все просто. Не верят. Все рассматривают вопрос строительства дороги с разных точек зрения. С.Пугачев хочет за счет нее подороже продать Элегестинское месторождение, Ооржак – зацепиться за власть, а население боится, что ничего не построят, но испортят природу и навезут пришлого люда, от которого пойдут одни неприятности. А еще страшит тайна, которой окутана проблема. Газета олигарха рассказывает сладкие сказки, в которые не поверит даже младенец, а серьезной дискуссии, в том числе в СМИ и парламенте республики – нет. Если идея строительства железной дороги в Туву из проекта сохранения власти Ооржака превратится в национальный экономический проект, то и отношение к нему сразу изменится. А если его начнут реализовывать, сохранив позиции старой загнившей власти, будет тоже самое, что случилось с овчинно-шубной и ковровой фабриками, спиртзаводом, производством паркета и Кызылским пивзаводом.
– А как Вы оцениваете состояние энергетики республики?
– Как очень серьезное и требующего вмешательства центра. Основные фонды большой энергетики изношены на 85-90% и могут выйти из строя в любой момент. Малая энергетика, переданная в муниципалитеты, вообще дышит на ладан. Подготовка к зиме идет из рук вон плохо, т.к. нет необходимых материальных и финансовых ресурсов, а зимой нет средств даже на закупку угля. К тому же в связи с продолжающимся оттоком русскоязычного населения из республики, традиционно работающего в этой отрасли, нередко просто некому работать. А в это время отраслью руководят люди, не понимающие ничего в своем деле, не справившиеся на прежних руководящих должностях и уволенные за развал. Это говорит о каком-то потребительском отношении тувинских властей к энергетике, которое добром не кончится.
– Скажите, пожалуйста, отчего вдруг так обострились отношения между Главой республики Ш.Ооржаком и генеральным директором ОАО «Тываэнерго» А.Верзаковым?
– Мы наблюдаем совсем не обострение их отношений, и даже, объективно говоря, не их ухудшение. Ооржак и Верзаков десятилетия дружно работали, Анатолия Ивановича 3 года назад и назначили-то на эту должность во многом благодаря ходатайству Шериг-оола Дизижиковича, хотя тогда были и другие достойные кандидатуры – Урванцев, Кашин и др. То, что мы наблюдаем – совсем иное. «Наезд» на Верзакова – это, с одной стороны, реакция Ш.Д. на те унижения, что ему недавно пришлось пережить в кабинете председателя РАО ЕЭС России А.Чубайса, а с другой – плата за дружбу со спикером парламента РТ, ведущим самостоятельную от правительства Тувы линию.
– А что Тува не поделила с Чубайсом?
– Известно, что отношения между лидером республики и боссом большой энергетики не заладились еще с 1992 года, когда А.Чубайс работал в правительстве России и проводил приватизацию госсобственности. У Чубайса и Ооржака в решении этого вопроса были серьезные разногласия: Чубайсу было важно что и как приватизировать, а Ооржаку – кто будет приватизировать. Правительство Тувы тогда вовсю мечтало о суверенитете и выходе из состава России, а во главе большинства промышленных предприятий республики стояли русские. С одной стороны, нагнетался националистический психоз, разжигалась межнациональная рознь до того дружно живших народов, усиливалось давление на русскоязычную часть общества, захватывались квартиры русских, а правительство «закрепляло» их за захватчиками, а с другой давалась установка – с приватизацией не спешить, пока русские не уедут. А как только начальника меняли на тувинца – все шло, как по маслу. С введением поста президента в 1993 ситуация усугубилась.
Отношения между ними обострились в 1995-ом. Тогда Ооржак опрометчиво решил, что Чубайс навсегда отправлен в отставку и вслед за мэром Москвы Лужковым выступил против него в Совете Федерации. Для Чубайса и Лужкова это последствий не имело, а наш нажил мозоль. Думается, отсюда и отсталость тувинской энергетики – основные фонды состарились на 80-90%, а не реконструкций, не строительства нового уже 10 лет как не ведется.
– А как можно изменить положение?
– Совершенно очевидно, что Ооржаку снять ни Верзакова, ни тем более Чубайса – не по зубам. В то же время председатель РАО ЕЭС на последней встрече в декабре ему четко сказал – сначала он подписывает долги правительства в 215 млн. рублей, а уж затем тот пойдет к Христенко и Фрадкову решать вопросы инвестиций в энергетику Тувы в ближайшие годы в объеме 2,8 млрд. рублей.
– Но Ооржак утверждает, что таких долгов у него нет.
– И кто ему верит? Сколько не повторяй слово «халва», во рту слаще не станет. Эти долги подтверждены актами сверок и решениями арбитражных судов. Они сверены специальной комиссией РАО, выезжавшей в Туву, подтверждены работниками правительства РТ. А всего долгов под полмиллиарда, но остальные пока в стадии оформления. Из-за упрямства Ооржака республика лишается шанса развивать энергетику, а значит – и всю экономику. Не велика ли плата за действия нашего кормчего?
– 2006 год – год выборов в парламент Тувы. Какими Вы их ожидаете? Главный вопрос, который всех волнует внутри и вне республики – сколько процентов сумеет набрать «Единая Россия». Прогнозы – от 20 до 60%.
– Если говорить о «ЕР», то там как раз все достаточно просто. Если вслед за Д.Ооржаком и Ш.Ооржаком в нее войдут К.Монгуш, Р.Монгуш, В.Орус-оол и т.п., а затем они составят основу партийного списка «ЕР» на выборах, то она может и 20% не набрать. Если в ее списке будут такие, как Ш.Кара-оол, В.Оюн, К.Бичелдей, В.Вальков, А.Дамба-Хуурак и З.Дехтяр, то и 60% – не предел. Но судя по всему, избирательной комиссией РТ готовится грандиозная фальсификация выборов в октябре 2006 года. Об этом говорит проект поправок в избирательный закон РТ, направленный ИК РТ, и выступление в парламенте ее председателя Ш.Монгуша. Похоже, готовятся как старые способы типа изготовления двойного количества бюллетеней и формирования участковых комиссий из криминальных элементов, так и новые, о которых я пока промолчу.
– А как обстоят дела у других партий, каковы их шансы?
– Я не думаю, что сейчас уместно подробно об этом говорить. Могу лишь предположить, что ИК РТ по сложившейся практике по согласованию с исполнительной властью постарается большинство из них до выборов просто не допустить.
– Что же делать?
– Не дать им такого шанса. И мы над этим работаем. У нас имеется главное – доверие населения. Мы им дорожим. А обеспечить честный подсчет голосов мы сумеем. И никакие деньги Межпромбанка нам не помешают. Хотя, безусловно, административный ресурс в Туве – вещь серьезная, учитывая менталитет населения. Впрочем, не исключено, что выборы состоятся уже при другом руководстве республики. Тогда они пройдут без скандалов, склок, грязи и фальсификаций.
– Вы – участник разбирательств фальсификаций на последних выборах Кызылского горхурала. Что можете сказать об итогах?
– Мы раскопали систему фабрикации результатов выборов, опробованную в мае 2004 года. Тогда МИК г.Кызыла получила из Канцелярии правительства списки кандидатов, которые «должны» стать депутатами. Сформировала под них участковые избирательные комиссии из их дружков и подчиненных. Затем взяла списки избирателей и оформила «досрочное голосование» тех, кому за 60 лет в количестве, обеспечивающим «избранным в Канцелярии» победу в любом случае. Естественно, что бюллетени были отмечены за «нужных кандидатов». Участковым комиссиям осталось только пересчитать «проголосованное» в МИКе и назвать победителя. Но они просчитались – старики как раз и пошли голосовать, а их стали гнать с избирательных участков – мол, вы уже проголосовали. Мы сразу об этом сообщили прокурору города Ведягяну и подали соответствующие заявления по ряду избирательных участков. Тот отправил следователя Буликяна на 18-ый участок, где он убедился, что состав преступления – налицо. Но тем не менее в возбуждении уголовного дела отказал, сославшись на запрет со стороны Ведягина.
Мы провели собственное расследование и отменили итоги выборов в суде. Но прокуратура продолжала игнорировать этот факт. Тогда мы обратились в Государственную Думу РФ. После запроса депутата от фракции ЛДПР В.Овсянникова респрокуратура вроде зашевелилась и возбудила 4 уголовных дела. Большую часть расследования мы сделали самостоятельно. Прошел почти год, но не только никто до сих пор не «сидит». Даже лжевыборы не были отменены – услужливый Верховный суд РТ прокуратуре отказал. И представительный орган столицы, сформированный в основном из псевдо-депутатов, как ни в чем не бывало «трудится». Лишь Ведягин лишился должности.
На месте и следователь Буликян, хотя и ему, и бывшему городскому прокурору должна улыбаться ст.300 УК РФ. Прокуратура упорно продолжает покрывать преступников, имея в этом какой-то свой интерес. В настоящее время Генеральному прокурору России В.Устинову отправлен запрос Госдумы, в котором указывается о круговой поруке судей, прокуроров и членов избирательных комиссий в Туве с целью фальсификации итогов волеизъявления народа и необходимости кадровой чистки в Туве. Не исключено, что именно поэтому до сих пор респрокурору не присвоено генеральского звания, хотя фальсификации произошли при прежнем. Мы не перестанем заниматься этим вопросом, поскольку именно от него зависит, будут ли предстоящие выборы честными. Надеемся, прокурор В.Кизикин займет принципиальную позицию, ведь кража власти по последствиям – преступление более тяжкое, чем скотокрадство.
– Спасибо за интервью.