На прошлой неделе в Законодательной палате тувинского парламента прошли слушания по проблемам золотодобычи в Туве. Вернее, не столько самой золотодобычи, сколько тех последствий, что приносит варварское отношение к природе авантюристов-золотоискателей. Депутаты ужаснулись, что происходит у них под носом при попустительстве правительства РТ и многочисленных природоохранных органов. Складывается впечатление, что все они находятся на кормлении у воротилы А.Неволина, на общенародном богатстве сколотившем несметное состояние. Поведение золотарей на форуме было циничным и неуважительным, что вызвало бурю негодования. И мы решили поделиться с читателями некоторыми сведениями об этой сферой деятельности.
В 2005 г. в Туве не было достигнуто никаких плановых экономических показателей, кроме как в ковырянии тела земли. Вместо того, чтобы окультуривать ее, из раскуроченных недр и загаженных рек было добыто 1758 кг золота. С 1975 года за этими цифрами стоит зловещая фигура Анатолия Неволина – подобно герою Маяковского он, возможно, будет называться человеком-пароходом, человеком-дорогой, человеком-баней и может даже субурганом (буддийской часовней). Хотя скорее всего больше ему подошло бы название человека-варвара или человека-хапуги.
Ввязавшись еще в советское время в золотую лихорадку (а в 50-ые золота добывалось не более 5 кг в год, чтобы не вредить природе), главный златомытарь республики нашел хороший способ откупных. Намыл золотишка на 700 млн. руб., а чтобы туземцы не вякали, подбрасывает им то муки, то бревен на его же «Уралами» разнесенные мосты и разбитые дороги. А то, еще грехи смоет оммани-падме-хум, богобоязненым чиновникам субурган поможет достроить.
«В консолидированный бюджет республики за 2005 год внесено налогов и сборов в сумме 97,9 млн. руб.» – петушатся золотари. А сколько из них поступило тем районам, в которых следы бурной жизнедеятельности золотоискателей мертвой рыбой на берега выносит?
Еще Постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1974 года №833 оговаривались правила рыболовства в стране. В течение всего года запрещалось ловить рыбу в реках Азас, Тоора-Хем, Красной, Ий, Хамсаре. В озере Нойон-Холь и озерах верхнего течения реки Хамсары разрешалось лишь с 1 июня до 1 июля, в озере Чагытай и всех остальных озерах Тувинской АССР – с 1 мая до 10 июня. Сегодня в этих запретах мало смысла. Благодаря золотарям, рыба здесь не появляется ни в разрешенный, ни в запрещенный период. Ее просто нет. Изведена на нет.
История.
Первые тувинские золотые прииски появились в Туве вместе с русским капиталом. В 1839 году Сафьянов и Железнов начали разрабатывать месторождения на реках Тапсе, Кара-Хем и Бай-Сют. По реке Тёплой располагались прииски Губанова и Казанцева. За 42 года Сыстыг-Хемская и Сесерлигская золотоносные системы дали 446 пудов золота. А всего за 74 года разработки урянхайских золотых месторождений дали около 720 пудов россыпного золота на сумму 15млн. 330 тыс. царских рублей. Помимо русских на приисках на подсобных работах работали и тувинцы. Жизнь тувинских шахтеров была незавидной: «Поднимали их со звоном колокола, в 3 часа ночи заканчивали работу при свете зажжённой бересты. Кто не успевал закончить работу – того пороли», – бесстрастно описывал петербургский чиновник Минцлов.
Такой порядок вещей сохранился вплоть до 1914 года, до установления официального протектората России. Освоение природных богатств дореволюционной Тувы, резкое усиление антропогенного воздействия на ландшафты в значительной степени связано с русской крестьянской колонизацией. Началась промышленная добыча полезных ископаемых: золота, соли. Появились постоянные населенные пункты – Туран, Уюк, Элегест, Сосновка, Белоцарск. Отсутствие у русского населения опыта в пользовании оросительными системами часто вызывало необратимые последствия.
Крестьяне-земледельцы наносили большой урон лесам горного обрамления, а особенно, расположенным по поймам рек Хемчика, Улуг-Хема, Бий-Хема, Каа-Хема и их притоков. Стремительный рост числа золотых приисков также отрицательно сказался на природе горных территорий. В.Ошурков, путешествовавший по Урянхайскому краю в конце 19-го века, так описывал заброшенный прииск: «Леса по приближению к прииску сильно поредели... Картина всеобщего опустошения и разрушения: перевернутые русла речек, высокие насыпи, выжженные, вырубленные и истребленные леса, полуразрушенные постройки». К сожалению, и сейчас положение в этом деле изменилось мало.
Тувинское население имело большой опыт природоохранных мероприятий. Немало этому способствовало желание воспрепятствовать русской крестьянской колонизации, а также большую роль играли религиозные взгляды тувинцев, о чем свидетельствовали «священные рощи» урянхов и даже целые заповедные территории, например, Бай-Тайга. Священные рощи располагались в часто посещаемых местах и, как правило, вблизи рек. В Бай-Тайге, находящейся на северных склонах Западного Танну-Ола, были запрещены охота, рубка леса и какие-либо горные работы. Со стороны русских переселенцев неоднократно предпринимались попытки проникнуть в заповедную территорию с целью добычи золота, но все они обычно пресекались тувинским населением. Среди местного населения существовали убеждения, что нельзя рубить молодые деревья и поросли, нельзя осквернять истоки ручейков, рек, водоемов, губить цветущие и плодоносящие деревья и растения, убивать турпанов и журавлей и др.
Ф.Я. Кон отмечал, что тувинцы рубку сырого леса считают грехом и для сооружения изгородей, например, используют в основном сухие коряги. В отчете заведующего технической частью межевых работ в Урянхайском крае отмечено, что русским поселенцам жители котловинных степей запрещали рубить лес на равнине.
После официального присоединения в 1914 г. Урянхайского края к Российской империи русская администрация, стараясь избежать конфликтов с местным населением, приняла ряд мер по сохранению природы края. На необходимость таких мероприятий указывали многие исследователи Тувы. «Для успешного развития горного промысла следует запретить русским горнопромышленникам занимать под разработку полезных ископаемых места, считаемые у тувинцев священными».
Продолжение следует