Не помню, чтобы кто-то из приезжих высоких гостей когда-нибудь думал о встречах с интеллигенцией. Но времена меняются. Президент РФ В.В.Путин общается с культурной и научной элитой постоянно. Поэтому его представители решили, не мудрствуя лукаво, поступать так же. Встреча с Полпредом СФО лишний раз убедила, что генерал армии в чиновничьей федеральной должности – это серьезно по ряду причин.
Сначала вспомнился Пушкин с его трогательным отношением к местоимениям «ты» и «вы». Видимо, что-то из этого припоминал и боевой генерал. С самого начала встречи он отмел сухое, официальное, уважительное обращение на «Вы», заменив его на дружески непринужденное «Ты». Привычно и смачно, видимо полагая, что это в высшей степени интеллигентно, полпред тыкал всем: своим помощникам, федеральному инспектору В.И. Чернышову, главе республики Ш.Д.Ооржаку, руководителям учебных заведений, представителям прессы и другим, осмелившимся обратится к нему интеллигентам.
Имея представление о субординации в армии, мы наивно предполагали, что наш статный генерал за долгие годы службы просто сросся с этим понятием. Поэтому его отношение к Президенту РФ должно быть, по меньшей мере, уважительным в соответствии с его должностью Верховного главнокомандующего. Подробный рассказ о том, как и по какому назначению он использует государственные документы, направляемые ему Верховным Главнокомандующим, просто шокировал. Если, простите, у полномочного представителя Президента РФ проблемы с бумагой интимного свойства, то вряд ли стоит компенсировать это за счет официальных документов, тем более адресованных Главе государства. Он – полпред, и любое его деяние на этом поприще, так или иначе, связано с именем Президента РФ. Весьма вольное поведение порождает крамольные мысли. А может быть ему все можно? И неужели ему не стыдно?
Конечно, политическая элита России неоднородна по своему интеллектуальному развитию и уровню культуры. Однако, в требованиях, предъявляемых к государственным служащим, есть пункт о тактичном, вежливом, уважительном обращении при исполнении служебных обязанностей. Беседы бывшего начальника Генштаба, сменившего мундир с погонами генерала армии на помятый костюмчик, с жителями нашей республики совсем не отличались вышеперечисленными качествами. К тому же они были колоритно приправлены смачной бранью и общепринятыми словами определенного свойства. Свидетелями этого стала вся республика, посмотревшая телевизионные репортажи мероприятий с участием полпреда. Федеральный госслужащий, не боящийся быть привлеченным к уголовной ответственности за использование нецензурной речи в общественном месте, – неужели это новая примета нашего непростого времени? Было неловко за представителя высшего эшелона власти.
Раскованность, самолюбование как-то не очень сочетались с неопрятным внешним видом метавшегося по сцене громкоголосого генерала. Понятно, что поездка была насыщенной и напряженной, но минимальными удобствами г-н Квашнин был обеспечен, поэтому можно было привести в надлежащий вид и брюки, и пиджак. Как никак на встречу с научной и творческой интеллигенцией собирался.
«Я работать не люблю и не буду, а вас заставлю», – подвел итог утомившийся от общения с культурной прослойкой полпред из СФО. И это верно, уж лучше и не работайте, чем так...
И. Иванов