Начало в №№20, 21.
В Туве экономика давно поставлена на уши. С тех пор, как ее взялся реформировать Шериг-оол Ооржак. Сначала перестали нестись государственные куры, затем упали надои и настриги. А после и вовсе сократилось поголовье подведомственного ему скота. Крестьяне получили полную свободу от сельского труда и подались в город. А Ооржак тем временем сменил привычную ориентацию на нетрадиционную и объявил, что намерен двигать аграрную было республику к промышленно развитому состоянию.
Случилось это как раз в то время, когда ему позарез понадобились голоса избирателей – в 2002 году. Именно тогда он заявил, что нашел-таки замечательного богатого инвестора в лице банкира С.Пугачева, который пообещал организовать в Туве современное промышленное производство, если ему доверят представлять республику в Совете Федерации России. В том же году мечты Пугачева и Ооржака сбылись: один получил должность председателя тувинского правительства, а другой – место в Совете Федерации.
Но, как ни странно, вопреки обещаниям никакого благоденствия в республике не случилось. Грандиозные проекты лопались один за другим как мыльные пузыри, а имидж двух гарантов нашего благополучия усыхал, сморщиваясь на глазах. Овчинно-шубное, а затем ковровое производство, мощности по изготовлению паркета, спирта, детского питания, кондитерских изделий, международный аэропорт и добыча полезных ископаемых, транспортируемых водным путем по могучему Енисею, поставленному на службу отдельно взятому олигарху с осчастливленным им губернатором-марионеткой так и остались грезами больного мозга автора «большого скачка». Республика, конечно, прыгнула. Но не вперед – назад, в средневековье. Ооржак задумался: как жить дальше?
И тут ему на выручку пришла приватизация. Та самая, за которую он все тяжелые девяностые годы гневно клеймил проклятого приватизатора А.Чубайса. И Белый Дом стало трясти как в лихорадке – нажитое прошлым поколением разбиралось по своим надежным людям. А самые лучшие куски общенародной собственности «прихватизировала» сама семья. Особое внимание Ооржак уделял действующим торговым предприятиям.
Особое место в истории грязной приватизации доходных предприятий занимает афера с кражей контрольного пакета одного из самых прибыльных в Туве предприятий – ОАО «Торговый Дом «Гаруда». В СМИ было много написано об этом мошенничестве. И то, что его балансовую стоимость зачем-то занизили при вводе в эксплуатацию, хотя от этого потерял только бюджет республики. И то, как мошеннически завысили в 11 раз износ здания при оценке стоимости контрольного пакета акций. А затем, чтобы исключить возможных конкурентов на покупку акций, втихую продали его на аукционе, который не был объявлен.
В выстроенной нами логической цепи действий имелся один серьезный изъян. Для того, чтобы доказать в суде умысел на совершение преступления по незаконному завладению контрольным пакетом акций, позволяющим управлять собственностью ценой более 100 млн. рублей, необходимо доказать наличие связи между организатором продажи акций и тем, кто эти акции в результате махинаций получил. И доказать преступный умысел. А связь эта не просматривалась. Хотя совершенно очевидно, что доверить такую собственность постороннему мошенники не могли.
И мы стали искать партнерство в криминальных связях членов правительства. И начали с близкой к его Главе банды «Героя». Но напрасно – когда банда орудовала, покупателю Сату было всего 9 лет. Искали по другим связям – тоже напрасно. До тех пор, пока «РИСК» не предал огласке скрываемые от общества факты. И тут понеслось. Телефон редакции разрывался от звонков. Благодарные читатели газеты достопонятно объяснили нам, «откуда ноги растут». Как мы и предполагали, ни одного случайного человека в этой компании нет. Все, от Главы республики до покупателя, включая слуг правосудия, оценщиков и прочих, повязаны криминальными семейными или служивыми узами. Как выяснилось, и наш герой, получивший от государства такой подарок, семье совсем не посторонний человек. Сылдыс Сат в конце концов оказался... племянником Сары Монгушовны, которой его мать Раиса приходится родной сестрой. Круг замкнулся. Связи установлены. Пора готовить нары.
Все действующие лица этой истории можно условно разбить на 3 категории: семья, находящиеся у нее на кормлении в виде административного подчинения холопы и их родственники.
Семья состоит из Главы – Сары Ооржак, ее мужа Шериг-оола (Глава правительства РТ), сына Андрияна (член Совета Директоров ОАО ТД «Гаруда»), его жены Айи Чамзы-Ооржак (судья Арбитражного суда РТ), племянницы Маргариты Данзырын (председатель Арбитражного суда РТ), племянника Сылдыса Сат (сведений о месте работы не имеется), двоюродного брата Калындуу Монгуша (временно не работает, имеет повторный статус подсудимого) его племянников Шолбана Куулара (директор Агентства по муниципальному имуществу РТ), Эреса Кара-Сал (оценщик ООО «ТуваТИСИз» и участник аукциона) и Артура Хертек (редактор газеты «Шын»).
Ко второй категории относятся чиновники правительства Вячеслав Худышкин (начальник отдела Минэкономики), Антонина Павлова (руководитель аппарата правительства), Оюмаа Сегбе (начальник контрольного управления) и Александр Брокерт (первый заместитель Главы правительства, курирующий Агентство), за которыми просматриваются персонажи третьей группы – Андрей Павлов (судья Арбитражного суда РТ) и Владимир Худышкин (директор ООО «Экспертиза собственности «Саяны») и Чингис Дулуш (директор ООО «ТуваТИСИз»).
А теперь они пусть явятся в прокуратуру и убедят сначала следствие, а затем – суд в том, что все их контакты насчет продажи-покупки акций «Гаруды» носили бессистемный порядок и были абсолютно случайны. Думается, они не убедят в этом даже самого наивного прокурора. А в целях чистоты правосудия судить их следует за пределами Тувы, ведь тувинский суд формировал тот же Шериг-оол Ооржак...
До встречи в суде.
Кондрат Пчелкин
Семен Сучков-Задиристый