В Туве стали привычными бесчинства милиционеров. Опьяненные властью хулиганы в погонах пристают к гражданам, оскорбляют и даже избивают. Особенно любят распускать руки, а еще чаще ноги в кованых ботинках или резиновые дубинки. Излюбленное время ментовских налетов – ночь, когда люди боятся нос высунуть за порог, а значит, нет свидетелей и можно не только избить, но и ограбить припозднившуюся жертву. Отработана примитивная схема преступлений: остановить одинокого водителя, обвинить в нарушении правил, оглушить, заковать в наручники, избить, отобрать деньги и ценные вещи (особым спросом пользуются дорогие сотовые телефоны), а затем отпустить «с миром».
Особенно пышно милицейский произвол расцвел в Кызыле во времена прокурорства В.Ведягина. Но и со сменой городского прокурора обстановка в столице мало изменилась. Новый прокурор Э.Орешков также оказался сторонником принятия жестких мер в отношении граждан, а на жалобы о милицейских побоях «око государево» недоверчиво косит и взирает на жалобщиков с подозрением, повторяя при этом, что в бытность следователем его тоже частенько обвиняли в рукоприкладстве, однако ни одного подобного случая потерпевшим доказать не удалось. А может быть вся беда в том, что проверяли эти сигналы и строчили отписки рядом сидящие «товарищи по борьбе с преступностью», у которых тоже рыльце в пушку?
Отсюда недалеко и до круговой поруки. Ведь есть факты, когда должностные лица прокуратуры совершают аварии в состоянии алкогольного опьянения с тяжкими последствиями и преступление трудно укрыть. Можно только предполагать, сколько случаев рядового пьянства за рулем в среде прокурорских работников было укрыто гаишниками. А долг, как известно, платежом красен – на том коррупция и держится.
Впрочем, это лишь предположения. Давайте обратимся к конкретным фактам, достоверность которых можно и нужно проверить.
10 июня в редакцию обратился гражданин Чунтонов, которого ночью в центре столицы избили сотрудники ГАИ.
Вот как он описывает события.
10.06.2006 г. около 02 ч.30 м. он на автомашине подъехал к дому № 25 по улице Тувинских Добровольцев, где находится игровой зал «Рояль», в котором он работает управляющим. Приехал по работе – привез в кассу деньги.
Не успел выйти из автомобиля, как подкатил автопатруль ГАИ на автомашине ВАЗ 2106 белого цвета с бортовым номером 017. Из нее вышел сотрудник и в грубой форме, не представившись, потребовал документы. Водитель спорить не стал, отдал водительское удостоверение, страховое свидетельство и талон технического осмотра транспорта, а сам зашел в игровой зал сдать деньги. Когда через 3-4 минуты он вышел, на него набросился сотрудник ГАИ и принялся выкручивать руки. Потом на подмогу милиционеру прибежал его напарник, и вдвоем они надели на Чунтонова наручники, заломив руки за спину. Уже скованного, водителя стали жестоко избивать – один из милиционеров ударил несколько раз кулаком по лицу, да так, что сломался и вылетел зубной протез. Он попытался сопротивляться – стали безбожно избивать резиновой палкой.
На шум из помещения клуба выбежали люди. Милиционерам поневоле пришлось прекратить избиение. Удалось связаться с сыном избитого, тот немедленно прибыл на место происшествия. Тут выяснилось, что у Чунтонова из чехла на поясе был похищен сотовый телефон. В травмпункте установили разрыв крестовой связки, множественные гематомы на теле и сломан зубной съемный протез.
Пострадавший от произвола правоохранителей тут же написал заявление в прокуратуру. Но там гаишники Т. и Х., глазом не моргнув, вопреки показаниям очевидцев заявили, что пострадавший якобы сам себе нанес телесные повреждения прямо в кабинете следователя прокуратуры...
Такая вот неприглядная история. Для полноты следует добавить некоторые сведения о потерпевшем:
48 лет. Пенсионер МВД. Ушел на пенсию по состоянию здоровья с должности начальника дежурной части УВД г.Кызыла после операции на позвоночнике. Инвалид II группы.
В своих объяснениях прокурору хулиганы в погонах утверждают, что ... потерпевший сам избивал милиционеров, а не они его!.. Хотя кроме сбитых пальцев никаких повреждений у них нет. Причем ссадины зафиксированы на внешней стороне ладони. Такие появляются у нападавших, когда они избивают свои жертвы.
Почему стали возможны подобные факты? Как ни странно, безобразиям способствует сама прокуратура.
В настоящее время в Кызылском городском суде рассматривается уголовное дело по обвинению двух молодых людей в нападении на сотрудников ГАИ Абрамца и Сата. Хотя в действительности дело обстояло с точностью до наоборот. Сотрудники ГАИ жестоко избили молодых людей. Точно так же из машины пропал сотовый телефон. А когда потерпевшие стали жаловаться... на них завели уголовное дело.
Как стало известно редакции, прокурорский чин заявил Абрамцу: «Если ты заберешь свой рапорт, то я посажу тебя самого». Дело скроили за неделю. Но следователь Маспык-оол, которому поручили грязную работу, отказался допросить свидетелей, представленных защитой, мотивируя тем, что это «приведет к затягиванию следствия». Наскоро сшитое дело трещит по швам, прокурор, поддерживающий в суде обвинение, пытается скрывать удивление ужасным качеством следствия. Удается плохо. Судья Липкович, поначалу рьяно взявшаяся за разбирательство, быстро уяснила, какую грязь вынуждена разгребать, и заявила самоотвод.
Наконец, прямо в судебном заседании сначала свидетель обвинения отказался от своих показаний на следствии, а затем понятой отказался от своей подписи. Как говорится: «Чего же боле?» Подробнее мы напишем об этом удивительном деле, когда в нем будет поставлена точка. Но то, что уголовное дело было нагло сфабриковано и к этому имеет отношение городской прокурор, сомнений нет.
Сотрудники редакции сами не так давно сами стали свидетелями того, как сотрудники милиции фальсифицируют доказательства. В редакцию нагрянул следователь с оперуполномоченным и понятыми. Развязная девица в милицейской форме, не обременяя себя литературными выражениями, предъявила постановление об обыске в помещении редакции. Выяснилось, что следствию позарез нужен устав учредителя газеты. Да зачем же для этого производить обыск? Достаточно запросить документ в редакции или истребовать из налогового органа. Более того, даме тут же был предоставлен искомый экземпляр документа. Но и это ее не успокоило. Перерыв гору бумаг, она удалилась ни с чем. Но в протоколе следственного действия появилось замечание о нарушениях процессуального закона и бестактном поведении следователя. Однако вместо того чтобы извиниться, милиционеры возбудили уголовное дело... «по факту оскорбления сотрудников милиции». Поводом послужил рапорт оперуполномоченного, заранее подготовленные понятые стали свидетелями «циничного надругательства над представителем государства». Дело рухнуло, как только стало известно, что редакция располагает аудиозаписью всего хода следственного действия.
А ведь действительно: зачем выявлять преступления и бороться с реальной преступностью, если можно подбросить в карман наркотик, подсунуть патрон или гранату. В Москве была выявлена целая банда «оборотней в погонах», еще недавно уважаемые и награжденные высокопоставленные сотрудники МВД – полковники и подполковники – сейчас сидят на скамье подсудимых. У нас в республике тишь и благодать – под прикрытием друзей из прокуратуры «местные оборотни в погонах» продолжают промышлять разбоем.
Семен Сучков-Задиристый
Продолжение следует.
От редакции: Всех, кто являлся свидетелем указанного или любого иного преступления, совершенного сотрудниками ГАИ, фактов избиения водителей и пассажиров транспортных средств, просим сообщить об этом в редакцию по тел. 3-35-45.