Информация о трагедии и её причинах, произошедшей в ночь с 13 на 14 июня
на озере Азас с выпускниками 11 «Б» класса Тоора-Хемской средней школы
Мы, родители, учителя, жители с. Тоор-Хем, депутаты местного Хурала представителей, потрясенные бандитской вылазкой против наших детей, выпускников школы, опасаясь, что местные власти сделают всё, чтобы замять это страшное событие. Хотим довести до широкой общественности суть происшедшего и его истинные причины.
Из заявления прокурору РТ Кизикину В.И. родителей выпускников Тоора-Хемской средней школы
13 июня 2006 года наши дети по давней традиции после выпускного бала поехали в поход на озеро Азас, на две ночи, с согласия родителей.
С ними поехали классный руководитель Некрасова А.И., представители от родителей Долгих С.Ю., Товурак А.Н., а так же работник Тоджинского ОВО Посохин Ю.Н.
Около 23-30, во время ночлега, на лагерь было совершено вооруженное нападение большой группы (15-20 человек) вооруженных огнестрельным оружием, ножами, топорами. Они были на лошадях, в нетрезвом состоянии.
В результате этого нападения Долгих С.Ю. получил три ножевых ранения, одно проникающее. Ученик Налимов Александр получил тяжелую рубленую рану голени с повреждением сухожилия. Сотрудник ОВО Посохин Ю.Н. поверхностное ножевое ранение груди. Классного руководителя Некрасову А.И. вытащили из палатки и на все ее просьбы и уговоры не реагировали, приставили к ней нож и били головешками из костра.
В ходе нападения спящих детей вытаскивали из палаток за ноги, в них стреляли, приставляли ножи к горлу, рвали одежду, совершали попытки к изнасилованию.
Стреляли по машине, в которой укрылись дети.
Подобные факты происходят неоднократно, в том числе нападение на детский лагерь «Азас», на турбазу, на поселок рыбаков.
На все обращения в силовые структуры никакой реакции не следует. Требуем принять меры по наведению порядка. Убедительно просим выслать следственную группу из г.Кызыла, так как не доверяем местной милиции.
|
Во-первых, о сути события.
В Тоора-Хемской средней школе существует давняя традиция выезжать на природу классом после выпускного бала. И, несмотря на запрет министерства образования, детей остановить было невозможно. В этой ситуации классный руководитель Некрасова А.И. приняла решение ехать с детьми, чтобы не допустить распития спиртного или неосторожного купания в реке. Планировалась поездка в традиционное место отдыха класса в летнее время на берегу реки Тоора-Хем в 3 км от поселка. Но весь берег оказался затопленным прибывающей водой. И дети приняли решение ехать на любимое место отдыха тоорахемцев – озеро Азас.
На берегу озера разбили лагерь, ловили рыбу, играли, сидели у костра. Днем к ним в гости приходили рыбаки, работники заповедника, приезжал на лошади мужчина с предложением обменять рыбу на что-нибудь (на самом деле, как потом выяснилось, на разведку), пообещал приехать утром, но на самом деле затем был в числе нападавших ночью. Первая попытка нападения была связана с угоном мотоцикла, который мальчишки отняли у воров. После этого, выстроившись цепочкой, с ружьями наперевес, размахивая ножами, штакетниками с гвоздями, бандиты, понукаемые криками женщины-предводительницы «Бей русских», бросились на безоружных детей. Отец выпускника Юры Долгих Сергей Юрьевич) вышел им навстречу, пытаясь остановить, называя себя: «Я Долгих. Я Долгих» – в расчете на то, что его знают по профессиональной деятельности. Четверо всадников загоняют его в озеро и наносят три проникающих ножевых ранения.
А в это время мальчики, отмахиваясь поленьями от нападавших, защищали девочек, классного руководителя, заталкивали их в кабину машины и в кузов. Две девочки убежали, пытаясь спрятаться в кустах, позже бандиты их искали, прочесывая местность, а женщина давала наставления: «Найти и зарезать». Когда их обнаружили, гонялись за ними на мотоцикле, и девочкам только чудом удалось спастись под зашитой рыбаков. Дважды была попытка расстрела детей (девочке было приставлено ружьё к лицу подростком, подбежавший Женя Сундуй оттолкнул убийцу: другой бандит пытался убить мальчика, выстрелив ему в лоб, и только счастливая случайная осечка спасла ему жизнь.
Трое насильников тащили девочку в кусты, изорвав одежду, изрезали на ней куртку. Девочка, извернувшись, выскользнула из куртки и убежала. Мальчишки глушили поленьями нападавших, отнимали ружья, выбрасывали их в кусты.
На мольбу учителя: «Не трогайте детей ради Христа!», перекошенное злобой лицо цинично изрекало: «Ваш Христос. Ваш Христос!».
Когда большинство детей оказалось в кузове машины, по ней была открыта стрельба, и пули попали в радиатор и борт, в машину закидывали горящие поленья из костра, и девочки голыми руками тушили их т.к. в кузове были канистры с бензином. С трудом удалось раненному мужчине завести машину и, истекая кровью, он пытался вывести находившихся в кузове детей. Одному из мальчишек удалось завести вторую машину, и он пытался разогнать бандитов, делая круги по «полю боя». Машина с пробитым радиатором несколько раз глохла, и дети пересели на догнавшую их вторую машину, в которой остались Юра Долгих с раненым отцом, Алла Иннокентьевна и Саша Налимов с прорубленной ногой. На второй скорости доехали до с.Адыр-Кежиг, где встретили милицейскую машину (милиционеры проводили облаву в связи с попыткой убийства инспектора ДПС, которого спас бронежилет). Алла Иннокентьевна объяснила ситуацию, и уже с милицией вернулась на место происшествия. То, что увидели милиционеры, повергло их в шок: разрезанные, порубленные палатки, разбросанные кроссовки и веши, кровавые поленья и лужи крови, одним словом – «поле битвы».
По приезде в Тоора-Хем уже вместе с родителями дети не могли взять освидетельствование в больнице («больница кивает на милицию, милиция на больницу»). После оказания первой медицинской помощи глав. врач больницы заявила: «Сами вызывайте сан.авиацию – у нас нет денег». В конце концов раненные были отправлены санзаданием в г.Кызыл. Дети все находятся до сих пор в шоковом состоянии, они пережили страшный стресс. Им требуется психологическая реабилитационная помощь. В кожууне необходимых специалистов нет.
Во-вторых, действия властей в этой cumvации: была сразу же предпринята попытка скоординировать свои действия с тем, чтобы отстраниться от ответственности. Буквальная фраза, брошенная родителям главой администрации кожууна Торжу В.К.: «Я тут ни причем. Это не моё дело», – высказывается попытка переложить всю ответственность на классного руководителя, уволить её. До обеда министры образования и внутренних дел не были поставлены в известность о случившемся. Это сделали родители 14 июня. Они вечером пришли в милицию, чтобы заставить зарегистрировать показания их детей о событиях в ночь с 13 на 14 июня. Здесь же сказались глава администрации Торжу В.К. и прокурор кожууна Сюктермаа С.С., родители стали просить их расследовать дело, отдать приказ произвести осмотр машин, со следами ночного побоища: следы пуль, лужи крови, головешки. И вдруг прокурор и Торжу В.К. стали в один голос предъявлять претензии к родителям: «Вы сами виноваты в случившемся. Кто вам дал право ехать на Азас. Не надо тут поднимать национальный вопрос!» Хотя родители тут же возразили, что они на этом вопросе не делают акцент, более того, среди пострадавших были и тувинцы.
На родителей оказывается давление. 15-го июня проведен в школе педсовет в присутствии зав. районо Шыырап В.Ч., главной задачей которого было определение меры ответственности классного руководителя. При этом грубо обрывались «неудобные» мнения, вплоть до «выйдите вон отсюда». О детях, о необходимости оказания им психологической реабилитационной помощи даже и не помышлялось. Только под давлением выступавших этот пункт был занесен в решение педсовета. Педсовет справедливо единогласно провалил предложение о вынесении выговора классному руководителю, посчитав, что причиной происшедшего является то, что в кожууне правит криминалитет. Своеобразную позицию заняли и правоохранители: следователем Каныраа А. была сделана попытка превратить пострадавших детей в простых свидетелей. Чинятся препятствия для регистрации заявлений родителей: 14-го, после того как дети и родители были в состоянии действовать, 10 человек отнесли заявления в милицию, отдали дежурному Тамдын-оол Д.В., который почему-то не стал относить заявления начальнику милиции, а сразу же передал их следователю Каныраа А. при этом Тамдын-оол отказался регистрировать поданные заявления.
На сегодняшний день ни один из потерпевших, кто подал заявление в милицию, не имеет на руках документа о регистрации заявления, как того требует закон. Складывается впечатление, что власти совместными усилиями пытаются укрыть реальные факты, не дать распространиться информации о случившемся в Тодже преступлении. Таким образом, милиция, прокурор, глава кожуунной администрации выступают в данном деле как бы адвокатами преступников.
По сути, наши дети пережили своего рода «Беслан», и только мужество безоружных мальчишек, классного руководителя, отца Юры Долгих Сергея Юрьевича спасли жизни детей, которые сражались голыми руками против вооруженных бандитов. Известно, что село Адыр-Кежиг, где все это произошло, является вотчиной депутата Законодательной палаты парламента Куулара М.К. и Главы кожууна Торжу В.К. Там действуют два магазина, в которых под запись раздается паленая волка, денатураты, а во время выдачи пенсии долги высчитываются по поданным спискам. Эти магазины принадлежат главе администрации кожууна Торжу В.К. и представителю Председателя правительства РТ в кожууне Марчину С.Э. (магазин находится на территории школы), продавцами работают их ближайшие родственники. Весь кожуун наблюдает, как по единственной дороге жизни – зимней – должностные лица кожууна на государственном транспорте перевозят коммерческие грузы для своих торговых точек. При этом нередки случаи, что и сами чиновники уходят в длительный запой. Из с.Адыр-Кежиг и председатель кожуунного Хурала. Сегодня можно говорить с уверенностью, что она – мать двоих детей, действия которых, скорее всего, будут квалифицированы как попытка изнасилования и убийства. Да она и сама «не чиста на руку». Такой председатель является удобным инструментом и «карманным председателем» в руках исполнительной власти.
За время функционирования этой системы власти в кожууне все пришло в упадок. Базовое предприятие КООПзверопромхоз, разграбленное, скорее всего, самим Кууларом, прекратил свое существование без юридического оформления, люди, работавшие в нем, не уволены и не числятся в новом ООО, испытывают трудности в оформлении пенсий. Совхозы, разогнанные по указанию сверху, разграблены и ничем не заменены. Кроме программ (составленных за большие бюджетные деньги) рекламных проспектов о себе, прожектов о развитии туризма, пустых обещаний ничего не сделано для развития кожууна. Не создано усилиями власти ни одного рабочего места. Власть отстраняется от решения вопросов жизнеобеспечения населения, поселения превращены в помойку, вопросы водоснабжения пущены на самотек и поддерживаются на минимальном уровне без соблюдения элементарных норм санитарии. В основном население живет за счет пенсий и детских пособий. Во время их выдачи вся деревня пьяная. Огороды в селах Адыр-Кежиг и Ий пустые, держать и разводить скот опасно из-за голодного населения, всегда готового украсть чужое. Возвращающиеся время от времени из мест заключения мужчины (а теперь присоединяются и женщины), начинают диктовать свои криминальные требования и устанавливать соответствующие порядки.
В настоящее время получающим заработную плату ходить в магазины становится опасно. Пьяные выпрашивают деньги, а в случае отказа сыплется брань, угрозы, в том числе и националистического толка.
В третьих, население, которое видело все эти безобразия, мирилось с ними и терпело эту власть, всколыхнулось от случившейся трагедии. «Гнойник» вскрылся». В Тоора-Хеме очень напряженная психологическая ситуация. И если проблема не будет решена правовым, законным путем, если власти и правоохранительные органы попытаются по-другому трактовать свершившееся, возможны серьезные последствия
Попытка скрыть, замять, умолчать, сгладить уже не получится. Родители решительно настроены довести дело до суда, чтобы все виновные понесли наказание, несмотря на возможные родственные связи. Народный гнев не предсказуем. Уже формируется идея народного референдума по смене власти, как безнравственной и не справляющейся со своими обязанностями.
В связи с изложенным, считаем необходимым привлечение независимой следственной группы для должного расследования этой трагедии и привлечения к уголовной ответственности преступников. Требуем провести служебное расследование в отношении сотрудников милиции, прокурора и главы администрации кожууна.
Жители поселка Тора-Хем