Монголотатары, или, как говорили в христианском мире, «тартары», веками воспринимались как «исчадия ада», враги цивилизации, а их повелитель Чингисхан для многих европейцев, и азиатов, являлся олицетворением слепой разрушительной силы, Бичом Божьим, вторым Атиллой.
Но вот в конце 20-го века стали модными разнообразные «конкурсы» на звание «человека тысячелетия». И вдруг оказалось, что одним из популярнейших кандидатов на эту роль оказался неграмотный кочевник, так много сделавший для превращения мира в современную «глобальную деревню», Чингисхан.
Могущественный и хитроумный полководец Чингисхан родился в 1155 (по другим источникам – в 1162) году. Звали его Тимучин. Но вот где родился основатель Монгольского государства, покоритель в 13-ом веке народов Сибири – Артании, третьей Руси, Восточного Казахстана, долгое время известно не было. И скрывается до сих пор. И вот почему. Чингисхан родился в Сибири – в Баргузинской степи!
Такое открытие сделал в середине 19-го века Дорджи Банзаров (1822-1855), изучая исторические документы монгольских родов и династий.
Дорджи Банзаров – монгол-буддист. Он, в числе других единоплеменников, учился в первой Казанской гимназии с расширенным преподаванием восточных языков, а потом поступил на отделение восточных языков Казанского университета, где в 1846 году, после защиты диссертации «о чёрной вере монголов» (о шаманстве), получил степень кандидата.
У лучшего историка монгольских родов и династий он и отыскал доказательство того, что родился великий завоеватель Чингисхан в местечке Дил-Булак. По тогдашнему монгольскому произношению это название звучало как Дэмон-Болдок, что по-русски значит Селезёнка-Холм. По соображениям Д.Банзарова, это местечко надо было искать в Баргузинской степи, в районе реки Онон в Забайкайлье.
О своём открытии Д.Банзаров рассказал сотруднику географического общества, учреждённого в Иркутске в 1851 году, Юргенскому. Вскоре Юргенский отправился искать место рождения Чингисхана. И действительно, объехав побережье реки Онон, Юргенский обнаружил на правом берегу местность под названием Дэмон-Болдок.
Юргенский сделал топографическое описание местности и передал его, вернувшись из экспедиции, Д. Банзарову. Тот составил официальную записку о месте рождения Чингисхана и якобы передал её архимандриту отцу Аввакуму, уважавшему познания Дорджи. Дальнейшая судьба записки неизвестна. Как неизвестна и судьба портрета Чингисхана, где он изображён в круглой лисьей шапке, с хвостами, опускающимися на левое плечо, рыжей бородкой, зелёными глазами и лицом европеоида. Все поздние портреты Чингисхана выполнены в китайской традиции, где Чингисхан изображается с реденькой бородёнкой, сутулым, и, с неестественно узкими для монгола, глазами.
Конечно, если великий завоеватель родился в Сибири, на территории современной России, и если его обличие имеется мало общего с представителями желтой расы, то могут возникнуть многие, не очень приятные, вопросы. Один из них может быть и такой: как мог монгол родиться в Баргузинской степи? Да и был ли тогда Чингисхан в действительности монголом?
И где тогда родился один из его четырёх «кровавых псов» именуемый как Субудай? Кто сможет ответить на эти вопросы в связи с укрепляющимся мнением, что в Сибири существовала третья Русь – Артания, и если современная Тува всё чаще относится историками к территории, которую занимали представители енисейских (сибирских) татар – киргизы, а Джучи прошел по территории Тувы походом в Среднюю Азию только в 1219 году?
П. Косс