Владимир Багай-оол:
Почему русские уезжают из Тувы? Почему правительство Тувы только лишь констатирует факты и цифры, связанные с продолжающейся миграцией русского и русскоязычного населения из республики? Что делает и не делает власть для разрешения существующих и возникающих проблем в этой сфере?
С этими и другими вопросами наш корреспондент обратился к политологу Владимиру Бариновичу Багай-оолу.
КОРР.: Владимир Баринович. В традиционном Послании Председателя Правительства РТ Ш.Д. Ооржака Великому Хуралу РТ о положении в республике и государственной политике на 2005 год прозвучала фраза о мононациональном составе избирателей РТ. Ваш комментарий?
В.Б.: Да, действительно впервые прозвучала такая фраза. Но обратимся для начала к тексту этого самого Послания, чтобы поставить все точки над i. Ш.Ооржак сказал буквально следующее, касаясь политики укрупнения регионов в России: «...С решением этой задачи тесно связана проблема укрупнения регионов за счет добровольного объединения некоторых субъектов Федерации... Что касается Тувы, уверен, что будут учтены добровольность вхождения нашей республики в состав Российской Федерации, практически мононациональный состав избирателей, где около 80 процентов населения представлены тувинцами...»
КОРР.: Но в то же время тот же Ш.Ооржак в начале того же своего Послания сказал: «Многонациональный народ Тувы отметил 60-летие вхождения ТНР в состав России и 90-летие основания г. Кызыла». Нет ли здесь какого-то противоречия?
В.Б.: Считаю, что в этих высказываниях существуют определенные противоречия. Во-первых, думаю, что наличие в Туве около 20% нетувинских, то есть русских и русскоязычных избирателей вовсе не означает, что у нас в республике мононациональное общество. Если следовать по той же логике, то получится, что и российское общество можно назвать мононациональным на том лишь основании, что около 80% населения России составляет русское население, а лишь 20% – нерусское население. Во-вторых, возникает вопрос: а почему речь идет лишь о национальном составе избирателей, а не всего населения? В-третьих, поневоле возникает вопрос: почему в Послании не выражается обеспокоенность в связи с продолжающейся миграцией русского населения из Тувы и не обозначаются меры по сохранению многонациональной структуры населения?
КОРР.: Может быть, Ш.Ооржак имел в виду пассивность русских и русскоязычных избирателей.
В.Б.: Может быть. Действительно существует такая проблема в Туве. Это особенно актуальной становится перед очередными выборами депутатов парламента. Я всегда говорю своим русским и русскоязычным землякам, когда они начинают поднимать свои проблемы и вопросы учета интересов русского и русскоязычного населения в различных сферах: «Как голосуете на выборах различных уровней, то и получаете...» То есть я имею в виду то, что остается актуальной проблема пассивности этой категории избирателей, существует проблема активизации жизненной позиции русского и русскоязычного населения республики, особенно с учетом того, что оно составляет, как ни прискорбно, меньшинство.
Для примера возьмем хотя бы общественные и политические организации русского и русскоязычного населения в Туве. По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по РТ, в Туве зарегистрированы такие республиканские организации, касающиеся русского и русскоязычного населения: Комитет русскоязычных граждан Тувы, Славянский Союз РТ, Верхне-Енисейский казачий округ, Тувресорганизация «Православной партии России» и другие отделения общероссийских партий. И где же Вы видите их «кипучую» деятельность на благо русского населения Тувы? Более и менее работает Русский Центр традиционной русской культуры. Одним словом, с самоорганизацией и активностью русского и русскоязычного населения в Кызыле и республике пока не очень получается.
КОРР. С чем Вы связываете продолжающийся процесс тихого отъезда русского и русскоязычного населения из Тувы в соседние регионы. Статистические данные по поводу миграции населения, прямо скажем, не радуют. Связано ли это с межнациональными отношениями?
В. Б.: Прежде всего, приведу несколько печальных цифр. Если по переписи 1989 года в Туве проживало 110,1 тысяч русскоязычного населения (35,7% всего населения республики), в том числе 98,8 тысяч русских (32,0%), то по последней переписи 2002 года русскоязычных жителей осталось 70,2 тысяч (23,0%), в том числе русских 61,5 тысяч (20,1%). Тенденция к уменьшению количества русского и русскоязычного населения в республике за последние три года сохраняется.
За эти годы численность русскоязычных граждан и русских в республике сократилась в 1,6 раза, в кожуунах – в 1,9, в Кызыле – в 1,4 раза. В 10 из 17 кожуунов удельный вес русскоязычных в общей численности населения составляют от 0,3 до 3 %. По приблизительным расчетам только за 1990-1992 годы из Тувы уехали около 25 тысяч русских. При этом нельзя упускать из виду и тот факт, что сегодня уезжают из Тувы не только русские. Уезжают и не возвращаются в республику после учебы за Саянами молодые тувинцы с дипломами. Например, если в 1997 году на учебу за пределы республики выехали 494 человека, через 5 лет, в 2002 году возвратились к прежнему месту жительства 340 человек. В 1999 году уехали 501 человек, вернулись 332. В Москве и других городах России уже имеются достаточно солидные тувинские диаспоры. Но скажу сразу, что миграция внутри страны – это естественное явление, когда нет из ряда вон выходящих событий. Мы можем только ускорить этот процесс или затормозить. Вот в чем проблема.
Начнем с причин. На мой взгляд, по последовательности причины эти можно свести к следующим. Первая – социально-экономическая ситуация в республике. Она остается достаточно сложной. Перестали работать крупные предприятия, совхозы, в которых были сосредоточены русские рабочие и специалисты. Как известно, Тува является депрессивным регионом. В первую очередь, миграция из республики связана с социально-экономической ситуацией в республике и ее перспективах. Как говорится, «рыба ищет где глубже, а человек – где лучше».
Вторая – это крайне высокий уровень преступности, которая интернациональна, не щадящая ни русских, ни тувинцев. Абстрагируясь от социально-экономических причин, я считаю, что большая недоработка здесь правоохранительных органов Тувы. Я считаю (это мое личное мнение), что пагубную роль в этом процессе миграции играет высокий уровень преступности в республике, особенно в ее столице. Не только русский и русскоязычный, но тувинский житель не может себя чувствовать защищенным от преступников любой национальности. Это факт, связанный с неэффективной, плохой работой органов внутренних дел республики. И первая реакция, например, у русского человека, в ситуации, когда он непосредственно сталкивается с преступными посягательствами против него лично, его родственников и друзей, то это желание и стремление уехать из республики в другие регионы. Он почему-то наивно полагает, что там за Саянами с преступностью ситуация получше, хотя и там есть та самая преступность.
Другое дело – количество и уровень преступности, его, так сказать, «цивилизованность», если это слово вообще применимо в данном случае. Я имею в виду безмотивные преступления, уровень тяжких, дерзких и совершенно диких преступлений в республике. В свое время все надеялись, что с приходом нового министра МВД Тувы, боевого «чеченского» генерала С. Аренина, посланного Москвой в республику, ситуация коренным образом изменится в сторону улучшения. Произошли некоторые кадровые перестановки в МВД Тувы. Но, увы! Улучшений не последовало, перелома не произошло. Преступность продолжает процветать пышным цветом. Аренин уехал, приехал уже новый министр МВД В.Лесняк. Может быть, перелом будет позже?
Это же касается и Прокуратуры РТ. Уходят старые прокуроры, приходят новые, а никаких улучшений нет. У меня лично возникает такое впечатление, что в Туве некоторые приезжие прокуроры получают генеральскую звезду и тут же уезжают. Были после нашего местного тувинского прокурора А.Дамба-Хуурака прокуроры-«варяги» Овчинников, затем – Мосияш, Кудряев. Где они теперь? А теперь вот прокурор В.Кизикин. Народ интересуется: а что же меняется в лучшую сторону? У нас в республике совершаются страшные, совершенно дикие, а иногда и алогичные безмотивные преступления, большая часть которых остаются нераскрытыми. Я уж не говорю о скотокрадстве. Неужели Вы думаете, что последние июньские события в Тодже (массовое избиение выпускников отпетыми хулиганами и реакция на это властей и правоохранительных органов Тувы) и августовские события на озере Дус-Холь (молодежный беспредел при попустительстве властей) добавляют уверенности в защищенности граждан от преступных посягательств? Все это создает атмосферу неуверенности и незащищенности среди граждан.
Третья – низкий уровень культуры межнационального общения в республике. Это наш бич, когда чисто бытовые, а иногда и производственные конфликты автоматически пытаются перенести на межнациональные. Это – показатель низкого уровня культуры межнационального общения, да и общей культуры. К сожалению, у нас нет целенаправленной работы по формированию достаточного уровня культуры межнационального общения. Советская, коммунистическая система воспитания людей разрушена, а новая – не создана. К сожалению, годами складывающаяся система интернационального воспитания как одна из форм закрепления традиций межнационального общения, уже утрачена. В новых условиях нужны другие формы этой работы. Но в то же время я не в первую очередь связываю причины выезда русского и русскоязычного населения с причинами межнациональными. Это, как известно, зависит от уровня культуры межнационального общения, да и общей культуры отдельного индивида. И это предполагает необходимость специальных мероприятий, направленных на воспитание культуры межнационального общения, особенно среди молодежи.
Четвертая – недостаточный учет культурно-духовных потребностей русского и русскоязычного населения в республике (это отдельная большая тема).
Пятая – естественная миграция русского и русскоязычного населения. Это нормальное явление, когда воссоединяются семьи, когда человек, заработав заслуженную пенсию, уезжает к себе на историческую родину, к своим детям и внукам доживать свой век.
КОРР.: Некоторые считают, что возможная ликвидация северных льгот – это есть последний барьер на пути массового оттока работоспособного населения из Тувы. Что Вы думаете по этому поводу?
В.Б.: Действительно – это сильный стимул, удерживающий работников в Туве. Сами посудите, есть ли разница, когда мужчина или женщина, например, в соседнем Минусинске выходят на пенсию в 60 и 55 лет, а в Туве в 55 и 50 лет. У меня много знакомых и друзей, которые после выхода на пенсию собираются покинуть Туву. И я их понимаю. Этот вопрос не волнует лишь наших Каа-Хемских староверов и старообрядцев, большинству которых эти пенсии просто-напросто не нужны. Они их не признают и не получают. Я надеюсь, что федеральным властям хватит ума, чтобы не отменять северные льготы.
КОРР.: А что нужно сделать в Туве, чтобы сохранить межнациональную стабильность?
В.Б.: Поскольку Федеральный Центр несколько ослабил внимание к вопросам национальных отношений, то следовало бы усилить эту работу в субъектах Федерации. Вопросы межнациональных отношений в Туве в разное время находились в ведении различных структур. Например, сначала в администрации Президента РТ, а затем – бывшего Министерства внешнеэкономических связей РТ, а затем и Министерства культуры. Практика «привязывания» национальной политики к каким-то министерствам и ведомствам не оправдывали себя. А сейчас, когда из Министерства культуры республики убрали функции регулятора национальной политики в Туве, то какое ведомство отвечает за эти вопросы? Большой вопрос!
Необходимо, на мой взгляд, создание в республике специального ведомства, Госкомитета в ранге министерства или же Управления по национальным проблемам в Канцелярии председателя правительства РТ или Аппарате Правительства РТ по национальным проблемам.
Я в свое время перед очередной реформой структуры правительства Тувы дважды обращался письменно к Председателю Правительства РТ Ш.Ооржаку с предложениями о создании специальной структуры в правительстве республики по этим вопросам. Но, увы! К сожалению, к моему мнению пока не прислушались. А пока ответственность за национальную политику, как Вы знаете, убрана в настоящее время из Министерства культуры и, как бы передана в Канцелярию председателя правительства РТ. Но, к сожалению, насколько я знаю, до сих пор там не создано специального отдела или управления. Это очень плохо и, на мой взгляд, не верно. Правительству республики самое время обратить внимание к этим проблемам. Межнациональные отношения – это большая политика...
Беседовала К. Николаева