В редакцию газеты «Риск» поступила из городской прокуратуры бумага – не то окрик, не то угроза. Во всяком случае – не запрос и не просьба. Поступила бумага, названная прокурорским требованием. С ее текстом можете ознакомиться.
В городской прокуратуре очень долго читали, без малого, – год, мою статью «И гнусно, и грустно» и вот, наконец, осознали: уж не из пальца ли высосал автор некоторые приведённые в статье факты, не с потолка ли он их взял? Во всяком случае, я, как автор статьи, именно так и понял смысл этого прокурорского требования. Да и как понять иначе, если прокурор А.А.Воробьев, советник юстиции 2-го сорта, пардон, 2-го класса не знает о существовании Отдела по защите прав несовершеннолетних администрации города Кызыла, Отдела по делам несовершеннолетних Управления Внутренних Дел города Кызыла и, наконец, о существовании Социально-педагогических служб школ города, где он может получить сведения, вопиющие сведения, о попрании прав детей, о насилии над детьми, в том числе и сексуальном? А сколько фактов скрыто и не стало достоянием гласности? Зато явное неудовольствие городской прокуратуры вызвал сам факт постановки проблемы, попытка публично обсудить: кто и за что отвечает перед Законом; кто, перед кем и какую несет моральную ответственность? Какова в этой проблеме роль школы и роль родителей детей? Но наш прокурор, видимо, бездетный, и потому не в курсе дела.
Социально-педагогическая служба имеется в каждой школе, и там работают очень неравнодушные люди. За мизерное жалование, в сравнении с жалованием прокурорского работника, порой рискуя собственным здоровьем и даже жизнью, они не оставляют несчастных детей в беде. Детей, порой, неблагополучных, детей, которые становятся не нужны собственным родителям, родственникам, даже матерям. Детей, о судьбе которых прокуратура, этот орган заботы о правах человека, вспоминает только в рамках какой-либо очередной шумной, чаще всего политической, компании, например, в связи с приближением выборов в органы власти. Ведь данное прокурорское требование появилось как раз кстати – выборы на носу. Так почему бы не щелкнуть по лбу редактора столь неудобной для власти газеты, коей и является газета «Риск». А вдруг получится? Но, уверяю вас, – не получится! Все, приведённые в статье «И грустно, и гнусно» примеры о детях, имели место в реальности.
Такими детьми оказались Мананниковы Кирилл и Артём, о которых в статье упомянуто в качестве примера, подтверждающего жуткую ситуацию с судьбами детей вообще, и в городе Кызыле – в частности.
Это Мананникова Кирилла отчим, неоднократно судимый, избивал. И не просто избивал, а метелил его. Ребёнок весь был в синяках. Он же, отчим, нигде не работая, и не желая работать, отнимал у детей то маленькое пособие, которое наше социально ориентированное государство выделяло им на жизнь, на то, чтобы не умереть с голоду. Здесь прокуратура города была безучастна, хотя в прокуратуру обращались официально. Но что изменилось сегодня? С чего это вдруг такие грозные требования? Может быть, прокуратура оперативно отреагировала, и приняла должные меры в устройстве судьбы детей? Не тут-то было!
По требованию школы следствие по фактам избиения Кирилла Мананникова расследование вела инспектор ОПДН УВД г. Кызыла, фамилию которой сейчас, за давностью событий, не вспомню. Но все материалы должны сохраниться в ОПДН, и в прокуратуре, куда они были предоставлены для возбуждения уголовного дела против истязателя. И, как мне известно, прокуратура в возбуждении уголовного дела отказала.
Избиваешь ребёнка? Избивай и дальше! Вот когда ребёнок от побоев погибнет, тогда добро пожаловаться в прокуратуру!
Но школа не отступилась. И хотя этот изверг-отчим угрожал учителям расправой, детей он оставил в покое.
К текущему моменту времени мать Кирилла и Артёма умерла, по имеющимся сведениям, от чрезмерного употребления алкоголя, а дети определены в республиканскую школу-интернат (в посёлке Каа-Хем). Как всегда, все это сделано без участия городской прокуратуры.
В качестве другого примера фигурировал в статье Каратаев Илья. Ребёнок не простой судьбы, и сам по себе проблемный ребёнок. Замечу, проблемными дети не рождаются, а становятся. Оказавшись выброшенным на улицу, без средств, без угла и куска хлеба, он обратился в школу, где раньше учился, за помощью.
Заметьте! Ребёнок обратился не в прокуратуру, а в школу! С чего бы это? И не в ту школу, к которой он прикреплён!
Ему учителя оказали помощь. Они не отправили его туда, не знаю куда – по месту жительства и учебы. Даже на первое время дали ребёнку немного денег. Нет, не из специально, предназначенного для этого фонда, а из своего жалования.
Опять же, по требованию школы, факт издевательства над ребёнком в семье расследовался инспектором ОПДН, капитаном милиции Кондрашовой Е.В. Материалы расследования должны сохраниться. В результате, ребёнок был возвращен... в семью. В семью, где отчим, майор милиции, им «заниматься не намерен», но поколотить лишний раз – пожалуйста, он может. Мать Каратаева Кирилла, владеющая магазинами, родного сына содержать и воспитывать тоже не пожелала. И он вынужден был скитаться, не имея угла, голодный, без средств к существованию. В голове не укладывается: как можно собственного ребёнка, не кота паршивого, а ребёнка, взять и выгнать из дому? Хотя в жизни всему уделяется место: рядом с добром уживается зло...
Так как же об этом не писать? Об этом кричать надо! Но Закон требует, чтобы ребенок воспитывался в семье, вот Илью в семью и вернули.
Хорош Закон, на страже которого стоит Прокуратура! Не Закон, а Беззаконие какое-то! Беззаконие же Прокуратуры не касается!
По имеющимся сведениям, в настоящее время Каратаев Илья так и не живёт в семье. Мать «спихнула» его своим престарелым родителям «на содержание и воспитание». Средств у нее на содержание ребёнка, видимо, не хватает. А воспитывать? Родила, и на том ей спасибо! Вырастет ребёнок как придорожная трава, если не сгинет.
В заключение, ещё раз напоминаю городской прокуратуре, что информацию и сведения о судьбах отдельных несчастных детей, детей-сирот, которым полагающиеся по Закону пособия урезаются Главой администрации Республики Тыва до немыслимо малых размеров, можно получить
а) в Отделе по защите прав несовершеннолетних администрации города Кызыла,
б) в Отделе по делам несовершеннолетних Управления Внутренних Дел города Кызыла
в) в Социально-педагогических службах каждой отдельной школы города Кызыла.
Флаг Вам в руки, доблестные радетели за права несчастных, сирых и обиженных!
С наилучшими пожеланиями успеха в столь благородном деле.
П. Косс