Кандидат в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва
по Центральному избирательному округу №3 г.Кызыла
Родился в 1952 году в селе Кок-Тей Кызылского района в многодетной семье учителей.
Трудовую деятельность начал разнорабочим в Балгазынском лесхозе. Затем работал освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ Балгазынского ПТУ №2, инструктором комитета ВЛКСМ Тандинского района, заместителем директора Балгазынского СПТУ-2, инструктором Тандинского райкома КПСС, секретарем парткома совхоза «Заря коммунизма» и совхоза им. «50-летия СССР».
В 1984 году направлен на работу в органы МВД.
В 1993 году избран председателем администрации Тандинского кожууна.
В 1997 году – окончил Российскую Академию Государственной службы при Президенте РФ, специалист по государственному управлению и национальной безопасности.
В 1998 году назначен председателем Госкомимущества Республики Тыва.
В 2001-2002 годах – и.о. секретаря Совета безопасности РТ.
В 2002 году избран депутатом Законодательной палаты Великого Хурала РТ. Назначен Председателем Комитета по экономике.
За добросовестный труд награжден Почетной грамотой Президента Республики Тыва и Почетной грамотой Законодательной Палаты Верховного Хурала РТ.
Спортсмен, чемпион по вольной и национальной борьбе «Хуреш». Президент Федерации по стрельбе из лука РТ. Награжден знаками «Отличник физической культуры и спорта» Российской Федерации и Республики Тыва. За безупречную службу в органах внутренних дел награжден медалями МВД СССР и России.
Женат. Трое детей.
«ПОДАРКОВ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ»
Борис Константинович Балчий-оол баллотируется в депутаты Законодательной палаты Верховного Хурала РТ на второй срок. Он, один из тринадцати депутатов ЗП ВХ РТ, подписавших обращение к Президенту РФ В.В.Путину о досрочном прекращении полномочий Председателя правительства РТ Ш.Д.Ооржака.
В период предвыборной кампании Б.Балчий-оол ответил на вопросы корреспондента.
– Борис Константинович, в народе считают, что двухпалатный Парламент для нашей маленькой Республики – это излишество. Даже такой богатый регион, как Красноярский край, имеет чуть более сорока депутатов краевого Законодательного собрания. Для бюджета Тувы содержать Законодательную палату и Палату представителей весьма накладно...
– Председатель Правительства республики считает, что двухпалатный парламент является балансом полярности мнений депутатов в законотворческой деятельности. С этой позицией согласилась и Конституционная комиссия. Двухпалатный парламент в настоящее время – вполне законное формирование. Судя же по реальной жизни, здесь мы переборщили. С момента создания Палаты представителей к настоящему времени расходы на ее содержание возросли многократно. Кроме трех-четырех постоянно действующих руководителей, появились: освобожденные руководители комитетов, водители, хозяйственная служба, бухгалтерия, короче, аппарат значительно расширился, его штат составляет целое министерство.
Конституционный суд республики, несмотря на наше обращение по этому поводу, решил, что Регламент Палаты представителей является основополагающим документом в их деятельности. Не могу понять, что важнее в этой ситуации – Закон о парламенте, Конституция или Регламент? Исполнительная власть согласна с таким положением, а мы считаем, что это неправильно. Я открыто говорил, что двухпалатный парламент для республики неэффективен. И в отношении Законодательной палаты можно пересмотреть вопрос о депутатах, действующих на постоянной основе.
– Республика является депрессивным регионом. Не кажется ли Вам, что Тува в определенной степени является донором Хакасии, Красноярского края, Новосибирской области и некоторых других регионов. Ведь деньги, поступающие от Минфина России в Туву, «уходят» за ее пределы на оплату продуктов питания, мебели, бытовой техники и тому подобного в виде так называемой «налички». Парадоксально, но вот таким образом мы поддерживаем своих соседей, но не себя.
– Я согласен с этим выводом. Кризис экономики, отсутствие своей продукции – причина в этом. Нас снабжают более дешевыми товарами. Диспаритет цен способствует так называемому «челночному» бизнесу. Продукцию дороже, чем в Хакасии, к примеру, наших мебельной, овчинно-шубной, кондитерской фабрик никто не возьмет. Дешевле купить три килограмма привозных продуктов, чем один килограмм местных. Исполнительная власть должна разобраться, почему такое происходит.
– И где выход?
– Выход в создании новых конкурентноспособных технологий.
– В своих выступлениях Вы неоднократно говорили о нецелевых использованиях бюджетных средств со стороны правительства республики. А так называемые «подарки» от имени Председателя правительства, министров в честь различных юбилеев, не являются ли тем же нецелевым использованием?
– Подарок может быть лично от человека, а от организаций – только за счет средств, заложенных в бюджете. Об этом надо сообщать людям открыто. И удивительно, когда говорят, что такое – то оборудование, автомобиль, компьютер подарил председатель правительства, министр или другой руководитель. На свои деньги? Из своей зарплаты?
Нет, конечно... Подарков за счет государственного бюджета не может быть.
Игорь Георгиев
Оплачено из избирательного фонда кандидата