Россия объявила себя правопреемником СССР. И уже почти рассчиталась по долгам Союза и России с «парижским клубом». При этом простила иностранным партнерам огромные суммы, учтя их бедственное положение и собственные доходы от экспорта нефти и газа. У наших соотечественников вроде бы есть все основания опять считать себя гражданами великой державы. Есть повод для радости, если бы не было известно, что те, кому мы прощаем от широты душевной, живут иной раз побогаче, чем щедрые кредиторы. Особенно в такой глуши, коей является наша республика. Ведь куда ни ткни, везде разруха и нищета. А еще недавно гордые кочевники ковыряются в мусорных бачках в надежде отыскать съестные остатки или трут коноплю.
Однако у нашего местного правительства собственные понятия о достоинстве и достатке. Слегка перефразируя поэта В.Маяковского, «у тувинцев собственная гордость – на буржуев смотрим свысока». С легкой руки Ш.Ооржака республика, похоже, намерена простить долги, которые возникли у союзного, а затем и федерального центра перед Тувой в связи с ущербом, причиненным зоной затопления Саяно-Шушенской ГЭС. Так у нас всегда получается – пенсионером простили льготы, вкладчикам сбербанка многолетние накопления, республике – многомиллионный вред. Родное руководство с непонятным пренебрежением относится к нуждам собственного народа, зато свято почитает интересы иностранцев.
А речь идет об очень серьезных деньгах. Видя нежелание республиканского правительства отстаивать интересы своих граждан, два кожууна Улуг-Хемский и Чаа-Хольский, учредили автономную некоммерческую межкожуунную организацию Агентство «Тываэнергоинвест», которую возглавил В.С. Неделин. Первым делом агентство сделало расчет сумм, на которые республика вправе претендовать с учетом изменения масштабов цен. Юридическими основаниями для этого расчета стали действующее законодательство, Постановление Совета Министров СССР от 25 декабря 1972 года №885 и Постановление Совета Министров РСФСР от 8 февраля 1973 года №63 «О мероприятиях по подготовке к затоплению зоны водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС на реке Енисей». Этими нормативными актами были предусмотрены конкретные меры по компенсации тогда еще предполагавшегося вреда.
Поначалу государственные решения выполнялись, однако после распада СССР, когда каждый субъект федерации поставил во главу угла собственные интересы, а федеральный центр был только тем и озабочен, чтобы удержаться у власти, финансирование прекратилось. Так и остались непостроенными в Шагонаре цементный завод, завод силикатно-ячеистых блоков, гостиница, дом культуры, автовокзал и еще пять крупных объектов, поселки Шанчи, Чаа-Холь, Хайыракан и Арыг-Бажи остались без школ, клубов, больниц, в общей сложности без 22 так необходимых объектов инфраструктуры.
По расчетам Агентства республика недополучила в сегодняшних ценах более 21 миллиарда 825 миллионов рублей. Эта сумма сложилась из неосновательного обогащения РАО ЕЭС, компенсаций за потерю сельхозпродукции на затопленных землях, сумм, предназначенных на восстановление утраченной инфраструктуры.
В предъявленных требованиях есть логика и законные основания. В настоящее время каких-либо договоров аренды, иных оснований для использования земель зоны затопления между республикой и хозяйствующим субъектом, каким является ГЭС, нет. Однако за период с 1989 по 2006 год гидроэлектростанция выработала около 171, 36 млрд. кВт.час., исходя из сложившейся практики, современных цен на электроэнергию и, учитывая, что 42 процента водохранилища приходится на долю Тувы, ей причитается из доходов энергетиков 13 миллиардов 708 миллионов рублей в качестве неосновательного обогащения. Сумма невыплаченных компенсационных средств за потерю сельхозпродукции и поголовья скота составила 8,5 млрд. рублей, 2,9 млрд. рублей до сих пор не получено на восстановление инфраструктуры.
Оформлена и направлена в РАО «ЕЭС России» претензия. Мнение РАО пока не известно, но вряд ли должник добровольно согласится. Вероятнее всего, последует длительная и трудная тяжба. Ее успех во многом зависит от позиции республиканского правительства. Председатель комиссии Законодательной палаты ВХ РТ В. Бартына-Сады направил письмо на имя Ш.Д. Ооржака с просьбой предоставить Агентству право представлять интересы республики в государственных органах, иных организациях и учреждениях, а главное в судах в связи с законными интересами, связанными с зоной затопления. Но понимание не было найдено. Ш.Д. Ооржак по непонятной причине сам не хочет добиваться поступления в бюджет республики на законной основе причитающихся сумм. Более того, таким образом, препятствует, чтобы другие прилагали к этому усилия. Сколько может стоить подобное бездействие? Куда смотрит прокуратура?
Пришлось неоднократно обращаться в прокуратуру России. В последний раз к генпрокурору Ю.Чайке, подробно изложив суть сложившейся, явно нездоровой ситуации в отношениях между Тувой и руководством РАО, в результате чего страдает население республики.
Ведь действительно трудно понять логику энергетиков, когда они по явно заниженной цене, что называется, «себе в ущерб» снабжают электроэнергией абаканских алюминщиков, обогащая олигарха Дерипаску, и экономят на интересах целой республики в нарушение всех решений, принятых на самом высоком уровне.
Есть надежда, что новое руководство прокуратуры России обратит внимание на многочисленные нарушения законодательства, бездействие республиканского руководства и ущемление интересов десятков тысяч граждан республики. Будут приняты по-настоящему действенные меры.
Продолжение следует.
Г. Сергеев