Сергей Конвиз:
Следующей темой, которую мы решили обсудить с кандидатом в депутаты тувинского парламента Сергеем Конвизом, стала тема эффективности работы правительства Тувы.
– Сергей Семенович, Вы часто критикуете правительство Ооржака за провалы в работе, за развал экономики Тувы. Но ведь и во всей России положение не блестящее. Может, Вы все же «перегибаете палку», так критикуя?
– Вряд ли. Ссылки Ооржака на то, что в России кругом бардак и Тува в этом плане – не исключение – несостоятельны. Обратите внимание: полки кызылских магазинов завалены продуктами питания, произведенными нашими соседями из Красноярского края, Хакасии, Алтая, Новосибирской и Кемеровской областей. Нет только тувинских. Значит, там, в отличие о нас производство мясопродуктов, молока, муки, яиц, хлеба и прочего сохранилось. И не только сохранилось – появились новые предприятия. А что у нас? Даже мясо нередко завозное. Из Монголии и юга Красноярского края. Умудрились пивзавод обанкротить – водку не разливают.
Ничего у них не получается. Хотя бы воду минеральную разливали. Ведь у нас прекрасная вода – получше хакасского «Хан-Куля» будет. Ооржак обанкротил все. Потому что в экономике нужно разбираться, а не творить, что душе угодно. Никак не поймут, что украсть можно только часть. Но не все разом. Вот и растащили народное хозяйство.
– На каждом предприятии свои проблемы, а Вы как-то обо всем обобщенно.
– Поймите: причины массового банкротства предприятий в Туве общие. Это коррупция, поразившая органы власти, и создание неприемлемых для бизнеса условий. Одной из главных причин нерентабельной работы тувинских предприятий является выпрошенный Ооржаком у Ельцина режим Крайнего Севера. Из-за «северных» надбавок в Туве все произведенное дороже, чем привозное. А правительство это устраивает: чиновники получают «северное» жалованье. А северные деньги – разворовываются. Вот и получилось, что чиновникам хорошо, а средняя зарплата в Туве много ниже, чем у «несеверных» соседей. И половина населения живет за чертой бедности.
– Но если сейчас «севера» отменить, о народ еще хуже будет жить.
– Простого выхода из тупика, в который нас завел Шериг-оол Ооржак, нет. Хозяйство разваливали 16 лет, и на восстановление потребуется много больше времени. Правительство должно понять: пока не будет решена проблема безработицы в Туве, ничего сделать невозможно. А создать много рабочих мест в короткие сроки можно лишь в двух отраслях – сельском хозяйстве и строительстве. А правительство этим не занимается.
– Но как же: вон задумали строить железную дорогу.
– Чепуха. Железная дорога проектируется по территории Красноярского края. В Туве она только от Турана пойдет. Вот там рабочие места и создадут. Но кому? Что у нас, безработные мостостроители или проходчики тоннелей? То-то же. К тому же нужно понимать, что строительство железных дорог достаточно механизировано и требует немного разнорабочих. Там нужнее классные специалисты, которых у нас по понятным причинам нет. Да и сомневаюсь я, что кто-то собирается ее строить. Там другие интересы...
Туве нужно строительство традиционное, для которого у нас есть кадры. Кстати, именно среди тувинских строителей высокой квалификации много безработных. Среди каменщиков, маляров и штукатуров. Их что ли отправим строить «железку»? А чтобы развивать сельское хозяйство, нужно покончить со скотокрадством и влить туда большие деньги. Ни в том, ни в другом направлении пока ничего не делается. Хотя отгонное животноводство – исконное занятие тувинцев. С многовековыми традициями. Но и это задушили.
– В чем, на Ваш взгляд, главная проблема правительства Тувы?
– В том, что его просто нет. Посмотрите: есть Глава правительства Ооржак и куча чиновников, превращенных в лакеев. Никто, даже заместители Ооржака и министры не имеют собственного мнения и своей позиции по главным вопросам, входящим в их компетенцию. Все решает один не совсем здоровый человек. Остальные – на побегушках. С физиономией «чего изволите?». Разве может такое правительство нормально функционировать? Его хоть увеличь вдвое, хоть кастрируй втрое – результат будет тот же.
– А Вы бы пошли работать в это правительство?
– Меня туда ни за что не возьмут – они же понимают, что с ними будет, если такой человек, как я узнает о них подноготное изнутри. Да и у меня никакого желания с ними работать нет. В правительство можно идти, если уверен, что у тебя будут полномочия в рамках определенной должности, которые ты можешь использовать для дела.
Неужели Вы думаете, что Р.Баян – настоящий министр финансов, а Л.Балакина – министр экономики? Или А.Свинцов – руководитель строительной отрасли? Или С.Барыбин – зампредседателя правительства? Никто из них самостоятельно не решает даже самых маленьких проблем. Все суетятся от выборов до выборов. А на выборах вообще бросают дела – им Ооржак «нарезает» избирательные округа, и они вместо дела там занимаются агитацией.
Я себя уважаю. И превращаться в барыбиных или балакиных не намерен. Ведь они, по сути дела, несут ответственность за решения, принимаемые Ооржаком. А какие он принимает решения – известно.
– Как Вы думаете, ситуация в правительстве Тувы может измениться к лучшему после выборов?
– Для этого мы большой компанией и ведем борьбу за парламент Тувы. Если победим, то Ооржак с кресла Главы слезет. И появится шанс назначить парламентом Главой правительства вменяемого толкового человека, способного поднять экономику и улучшить жизнь людям.
– Удачи Вам.
– Спасибо.
Оплачено из избирательного фонда кандидата