За что и почему сняли с выборов К. Бичелдея, рядовой избиратель не понял, но и не удивился – что-то в этом роде должно было произойти с «вечным» оппонентом Ш.Д.Ооржака.
К тому, что К. Бичелдей через суд отстоял свое право участвовать в выборной кампании, политический бомонд республики отнесся тоже спокойно – Бичелдей не первый день в политике и в состоянии за себя постоять. О перипетиях снятия Каадыр-оола Алексеевича с выборов депутатов ЗП ВХ РТ и восстановления его прав мы и беседуем с ним.
– Каадыр-оол Алексеевич, все-таки вам удалось восстановить свою регистрацию кандидатом в депутаты и Палаты представителей в округе №118, и в Законодательную палату по Ангарскому округу №6. А в чем была суть судебного разбирательства?
– Все проблемы возникли из-за неправомерных действий ТИК Улуг-Хемского кожууна, которая при наличии моего заявления о переносе регистрации на 3 или 4 сентября, принудительно и ускоренно зарегистрировала меня 31 августа против моей воли. На основании этого сомнительного решения Избирательная комиссия РТ аннулировала мою регистрацию кандидатом в депутаты Законодательной палаты по Ангарскому округу №6 г. Кызыл.
Вне всякого сомнения: решение ТИК Улуг-Хема принималось исключительно в русле предвыборной борьбы с целью снять с выборов серьезных конкурентов действующей исполнительной власти. Я знаю выборные законы не хуже, чем иные юристы. И поэтому изначально был уверен в том, что по закону любой гражданин имеет право выдвигаться, регистрироваться, баллотироваться и избираться депутатом Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала одновременно.
В Верховном Суде РТ я оспорил, что эти выборы «одни и те же».
Суд установил, что эти выборы – разные, проводятся по разным законам, на разных условиях. А также ни в федеральном, ни в республиканском выборном законодательстве нет запрета на одновременное участие в разных выборах как кандидат в депутаты Палаты представителей и Законодательной палаты. Поэтому суд признал мое право участвовать в этих выборах в качестве кандидата в одномандатных округах Палаты представителей и Законодательной палаты.
– Прошла уже половина агитационного периода. Вы намерены участвовать в выборах до конца?
– Да, я намерен до конца принять участие в выборах. Понимаю, что избирательные комиссии своими неправомерными решениями, отмененными судом, отняли у меня львиную долю агитационного времени. Но у меня есть слаженная команда и собственная репутация. Надеюсь, это позволит мне наверстать потерянное время.
Если в результате неправомерных действий избирательных комиссий у меня совершенно не останется времени для полноценного участия в выборах, то у меня есть законное право поставить под сомнение в суде выборную кампанию в моих округах, а также отдельно поставить вопрос об ответственности органов и должностных лиц, незаконно лишивших меня возможности полноценно участвовать в выборах.
– Вы – не единственный, кого пытаются снять с выборов. Тут целые партии через суд хотят снять.
– Считаю, что это звенья одной цепи – намерения команды Ооржака всеми способами исключить из выборной кампании неугодные партии и оппозиционных кандидатов с тем, чтобы получить большинство в парламенте и сохранить свою власть еще на пять лет. Это очевидно из того факта, что кандидатуру Главы республики Президенту страны вносит парламентское большинство. Ну, а для того, чтобы добиться большинства под своим руководством, хороши все средства.
– Каадыр-оол Алексеевич, у избирателей все смешалось в голове. Еще в 2002 году на выборах Главы республики Шериг-оол Дизижикович боролся с партией Шойгу, сейчас только и слышно – Шойгу с нами.
– На мой взгляд, это делается для того, чтобы в случае успеха присвоить результаты популярности Сергея Кужугетовича Шойгу себе, а в случае поражения – списать свою неудачу на него. Это тонко построенная избирательная методика. Я считаю ее изуверской.
Ни в одном агитационном материале не видел, чтобы использовалось имя лидера избирательного списка Ооржака – типа «Голосуйте за нас – с нами Ооржак». Поскольку это – заведомо проигрышный вариант. И поэтому на заклание выставляется доброе имя нашего именитого земляка. Обратите внимание: вся республика заклеена плакатами с фотографиями С.Шойгу. Как будто это он избирается. Не думаю, что это ему понравиться, если он узнает.
– Вы сейчас уже занимаетесь агитационной работой?
– Нет. Я это начну делать только с момента вступления в силу решения суда о восстановлении моих прав баллотироваться в депутаты Великого Хурала. И тогда в полной мере использую все законные методы агитации в свою пользу. А пока я с удивлением наблюдаю, как отдельные кандидаты от ЕР присвоили себе мою законодательную инициативу о запрете игровых автоматов с 2007 года в Туве. Я человек щедрый и мог бы промолчать, но считаю себя законником и не могу и в этом вопросе допустить нарушение моих прав на интеллектуальную собственность – оформленная законодательная инициатива является предметом интеллектуальной собственности. Закон в моей редакции не подписан Ш.Д. Ооржаком и поэтому предстоит непростая борьба за реализацию этого запрета. Мне не понятна позиция Главы республики в вопросе о запрете игровых автоматов – получается, что он поддерживает одурманивание и бессовестное ограбление граждан через игровые автоматы.
– Жириновский позволил себе в эти дни выразиться о вас оскорбительно, как вы на это смотрите?
– Смотрю спокойно – на таких людей, как Жириновский, надо реагировать по закону: назвал он меня «агентом ЦРУ» за то, что в свое время я ему не дал втянуть Россию в ближневосточные распри ради своих арабских интересов – он будет отвечать за это выражение не перед ЦРУ, а перед российским судом, но этим я займусь после выборов.
– Вам не жаль драгоценного агитационного времени, потерянного в судах в связи с попыткой снять вас с выборов?
– Конечно, потерял много времени в двух судах из-за незаконных действий избирательных комиссий, но я сумел показать моим избирателям, что за свои законные права надо уметь бороться, идти до конца за правое дело мне не жаль ни сил, ни времени. И только тогда у нас дома будет править закон, а не произвол.