По прогнозам синоптиков осень в Туве ожидается теплой. Какая будет зима, никому не известно. Тем не менее, наибольшую озабоченность и тревогу о том, как придется работать предстоящей зимой, выражают предприятия, от которых зависит электро- и теплоснабжение республики, её столицы – г.Кызыла и всех муниципальных образований, в основном социально-незащищенных.
К сожалению, в настоящее время ситуация по обеспечению качественным энергоснабжением потребителей далека от благополучной. Пример тому – постановление администрации г.Кызыла №2074 от 13.09.06г. о начале отопительного сезона с 18.09.06г. Данным постановлением предприятиям, обеспечивающим теплоснабжение г. Кызыла, предписано с 18.09.06 г. подать тепло всем потребителям города без учета целого ряда обстоятельств.
Прежде всего, администрацией не учтен вопрос оплаты задолженности за потребленную теплоэнергию, которая составила на начало отопительного сезона 128,6 млн. рублей. При этом перспектив по оплате этих долгов ОАО «Тываэнерго» практически не видит.
Причин этому несколько: это и дефицит бюджетов всех уровней, это и неспособность руководителей бюджетных организаций распределить выделенные средства по целевому назначению, да и просто нежелание или неумение спланировать эти очень важные расходы и своевременно заложить их в бюджет города.
В своем постановлении администрация не учла и нашу громоздкую систему передачи тепла от источника до потребителя. При существующей схеме, когда есть несколько посредников между ОАО «Тываэнерго» и потребителем, таких как ГУП «Тепловые сети», МУП «Наш дом», ГУП «Коммунальщик», МУП «Коммунальщик» поселка Каа-Хем подача тепла абонентам в указанные сроки практически невозможна и растягивается на длительный, никем не контролируемый срок. В результате этого, в конечном итоге, крайними остаются потребители тепла, и, естественно, появляются массовые жалобы на холод в квартирах.
Наконец, немаловажной причиной несвоевременной подачи тепла является и техническая неподготовленность систем отопления особо уязвимых в этом отношении потребителей, таких как больницы, школы, детские сады и т.д.
О сказанной выше схеме распределения теплоэнергии следует поговорить более подробно. Дело в том, что вышеперечисленные предприятия, независимо от того, что записано в уставах о видах их деятельности, постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.06 г. являются исполнителями коммунальных услуг, со всеми вытекающими отсюда последствиями по исполнению возложенных на них обязанностей.
Если вкратце изложить основные положения «Порядка предоставления коммунальных услуг» «исполнителями» и их обязанности в связи с этим, то можно выделить следующее. Прежде всего, исполнители коммунальных услуг, а таковыми на основании постановления №307 являются МУП «Наш дом», ГУП «Коммунальщик», МУП «Коммунальщик» поселка Каа-Хем, обязаны обеспечить бесперебойное и качественное энергоснабжение потребителей при полностью исправном техническом состоянии внутридомовых инженерных систем в соответствии с тарифами на электро-, теплоэнергию, утвержденными службой по тарифам Правительства РТ. Статус «исполнителя» коммунальных услуг предполагает и целый ряд других обязанностей по обеспечению прав потребителей, таких как своевременную информацию о всех предстоящих работах в системах жилых домов, связанных с прекращением подачи электро- и теплоэнергии, производство перерасчетов платы за недополученные или некачественные услуги, обеспечение учета энергоресурсов, потребляемых жилищным фондом и снижение потерь во внутридомовых сетях и ряд других немаловажных обязанностей.
Одним из основных вопросов по исполнению энергосбережения в жилищном фонде, обслуживаемом вышеперечисленными организациями, постановление Правительства РФ №307 устанавливает организацию общедомового учета энергоресурсов. Мера абсолютно правильная и справедливая, поскольку без наличия таких счетчиков совершенно не контролируются утечки горячей воды в подвалах и внутридомовых тепловых сетях.
В этой ситуации потребителям крайне важно понять, что при установке счетчиков горячей воды в квартирах, потери воды ложатся на «исполнителей» коммунальных услуг, но ни в коем случае на ОАО «Тываэнерго». Согласитесь, что ОАО «Тываэнерго» не может отвечать своими деньгами за то, что творится в подвалах МУП «Наш дом», ГУП «Коммунальщик», МУП «Коммунальщик», а также других ведомственных собственников жилищного фонда.
Многолетняя борьба с «исполнителями» коммунальных услуг с большим трудом завершилась в пользу потребителей. Постановление мэра г. Кызыла №515 от 15.03.06г. об утверждении «Правил установки, и эксплуатации счетчиков горячей воды» поставило точку на многомесячных дебатах ОАО «Тываэнерго» с МУП «Наш дом» и другими исполнителями коммунальных услуг. Отныне, уважаемые потребители, никаких заявлений и претензий по поводу счетчиков горячей воды в адрес ОАО «Тываэнерго» быть не должно. Все указанные вопросы обязаны решать «исполнители» услуг.
К сожалению, руководители вышеуказанных предприятий-«исполнителей» услуг, по всей видимости, не приняли к исполнению постановление Правительства РФ №307 или делают вид, что совершенно с ним не знакомы. Оба варианта не делают им чести и не добавляют уважения их профессиональным качествам. В любом случае недопустимы факты «отфутболивания» граждан в ОАО «Тываэнерго» для решения вопросов качества энергоснабжения, перерасчетов и т.д. только на том основании, что ОАО «Тываэнерго» собирает деньги за тепло- и электроэнергию и пусть оно и разбирается с вами.
Очень жаль, но подобный подход к законным требованиям потребителей Энергосбыту ОАО «Тываэнерго» приходится разъяснять в ответах на те заявления, которые ежедневно, особенно в зимний период, направляют к нам.
Уважаемые коллеги из ГУП «Тепловые сети», МУП «Наш дом», ГУП «Коммунальщик», МУП «Коммунальщик» убедительно просим Вас через газету, возьмите за правило работать с потребителями в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.
Уважаемые потребители! Обращаясь к Вам, ОАО «Тываэнерго» просит Вас понять, что деньги, собираемые за электро- и теплоэнергию, являются платой за наш товар, который должен быть, безусловно, оплачен. Мы не можем позволить, чтобы труд сотен людей обеспечивающих тепло и свет в Ваших квартирах из-за безответственности посредников превращался в предмет бумажных переписок. Однозначно требуйте обеспечения своих прав от «исполнителей» коммунальных услуг, используя при этом все меры юридического воздействия на посредников от Роспотребнадзора по защите прав потребителей до судебных разбирательств.
Обращаем внимание потребителей, что, не смотря на многие трудности, присущие всем перечисленным здесь предприятиям, специалисты ОАО «Тываэнерго», за исключением отдельных случаев, электро- и теплоснабжение г. Кызыла и кожуунов Республики осуществляет строго по показаниям приборов учета и контроля, принятых Госстандартом РТ, чего нельзя сказать о работе служб, доставляющих тепло и свет непосредственно абонентам.
В конечном итоге безразличное отношение специализированных предприятий к распределению и использованию такого довольно дорогого и дефицитного товара, как электро- и теплоэнергия, а также к личным нуждам потребителей приводит к мысли о существовании угрозы энергетической безопасности г. Кызыла и республики в целом.
По нашему мнению, предотвратить эту угрозу может только постоянный и действенный контроль со стороны Правительства РТ, прокуратуры республики, Респотребнадзора и других надзорных органов.
В заключение хочется еще раз напомнить вам, потребителям, что только при вашем активном участии по защите своих прав возможно навести элементарный порядок в работе всех многочисленных посредников по передаче электро- и теплоэнергии.
Пресс-служба ОАО «Тываэнерго»