Однажды поехал председатель в деревню. По дороге с ним случилась беда – машина провалилась под лед. Выскочил председатель из машины, а выплыть не может – несет его течением прямо под лед. Но случилось, что мимо ехал молодой арат и стал свидетелем этой катастрофы.
Увидев незнакомого человека, попавшего в страшную беду, соскочил он с коня, скинул обувь и старенькую курточку, бросился в ледяную воду и вытащил несчастного из воды. Спасти тонувшего в ледяной воде грузного старика молодому арату помогли его трудовая закалка, молодая удаль и физическая сила.
Оказавшись на берегу, передохнув и придя в себя от страха потерять жизнь, председатель обратился молодому арату: «Ты спас мне жизнь, и я хочу тебя отблагодарить, скажи мне, что ты хочешь?». Молодой арат, разглядел человека, которого только что спас от смерти, и в ответ сказал: «Я только сейчас узнал, что за человек, которого я спас, чему я крайне удивлен. Но мне ничего от тебя не надо».
Удивился председатель такому ответу – раньше к нему приходили и клянчили, кто денег, кто должность: «Как это ты ничего не хочешь от меня, вот я вижу, как ты одет – бедно и убого, наверняка у тебя ничего почти нет. Хочешь, я велю дать тебе благоустроенную квартиру в столице или велю министру по строительству построить тебе богатый дом в деревне». На что молодой арат, покачав головой, гордо ответил: «Нет». Но председатель не унимался: «Если квартиру или дом не хочешь, то я могу велеть купить тебе машину и можно даже заграничную». И на это предложение молодой арат ответил отказом.
Председатель еще больше удивился: «Странный ты человек – тебе предлагаешь такие блага, от которых никто за 16 лет моего правления не мог отказаться. А некоторые так и лезли, толкая друг друга, чтобы получить подачку. Они доносили на моих оппонентов, писали про них всякую чернуху в правительственной газете. Стольких за это время я купил всякими благами. Многие готовы были предать не только свою совесть, но и родных людей, друзей, с которыми много лет дружили, лишь бы иметь от меня милость. Мне удалось всех приучить этим порядкам, потому что я поступил очень хитро – взяв распределение имущества, должностей и денег в свои руки. Именно поэтому многим я кажусь действительно всемогущим. Ну, скажи, ты же хотел бы стать министром? Я могу тебя сделать любым министром – смещу с должности любого, а тебя назначу. Не важно – смыслишь в этом деле что-то или нет. Все равно они ничего не понимают в том, чем занимаются. Мне важно только, чтобы они слушались меня, пресмыкались передо мной и соглашались с тем, что я говорю и велю. Ты меня спас от гибели, и я обязан отблагодарить тебя. Скажи, на какой должности ты хотел бы работать, и я тебя немедленно назначу!»
Молодой арат с заметным смущением слушал все, что ему говорил дарга. Но в отличие от приближенных председателя был он человеком честным, трудолюбивым и некорыстным. Стало ему досадно и стыдно за большого начальника и он снова решительно отказался от гнусных предложений.
«Ну, ты меня вконец удивил, парень. Ты, видать, не в своем уме – отказываешься от хорошо оплачиваемой работы в чистом, теплом кабинете с красивой машиной. Говорю же тебе, олуху, – тебе ничего не надо делать. Решать за тебя буду я. А ты будешь выполнять то, что я тебе буду приказывать!» – распалялся председатель, постепенно начиная понимать, что в глазах этого простого человека он не такой уж всемогущий и незаменимый. А просто смешной мокрый старик. Это председателя не на шутку рассердило.
«Многие из моих подданных что угодно готовы сделать против моих политических противников, лишь бы получить всякие звания, ордена и медали, удостоиться чести, чтобы их фамилии были напечатаны на первой странице правительственной газеты. Для этого достаточно, чтобы человек выдумал что-нибудь о моих врагах и написал в газету. Чем лживее, тем лучше. А от тебя я даже этого не требую. Быстрее выбирай, что ты желаешь: деньги, машину, должность, орден, медаль или звание заслуженного работника республики?».
Молодому арату до глубины души стало жаль этого старого жалкого человека, который бесстыдно бахвалился своей властью. Устав от его слов, лишенных мудрости и доброты, и вспомнив, что в юрте его уже заждались дети и молодая красавица жена, сказал следующее:
«Господин председатель! Не нужны мне ни блага, что ты мне сулишь, ни награды. Всего этого нужно добиться честным служением своему народу и отечеству, а не за постыдные услуги такому отвратительному человеку, как ты. У меня все есть, что нужно, чтобы быть счастливым. Я живу в согласии с миром и людьми, которые меня окружают. Только я намерен очень просить тебя об одном: никогда, ни одному человеку не говори, что я тебя спас – иначе моя родня и мои земляки никогда мне этого не простят».
Сказав эти слова, ускакал безоглядно добрый молодец в свою юрту, словно за ним гнались тысяча чертей.
Полагалась молодому арату медаль «За спасение утопающих», но так он ее и не получил. Спасатель и спасенный оба стыдились этого факта и замолчали его, но по разным причинам.
Ч. Монгуш