(новогодняя политсказка)
Все звери и птицы собрались на полянке на берегу Улуг-Хема.
Медведь-Адыг-оол:
– Э-э-э! Хм! Братва лесная! Год проклятой красной Собаки заканчивается, наступает год урожайного Кабана. Всех поздравляю!..
Хаван чеми ковей болзун!
Хамык чон аштавазын!..
Пусть комбикормов будет много!
Пусть народ не голодает!..
(Все звери хором – Курай! Курай! Пусть так и будет!)
Медведь продолжает:
– На правах старшего Аксакала, позвольте открыть Курултай всех зверей и птиц Алтай-Саянского нагорья (аплодисменты, рычания, клекоты, уханья).
Медведь-Адыг-оол:
– Собратья-медведи за Уралом в депрессии. У меня бессонница. Год Собаки издевается над всем миром. Ом-ма-ни-падме-хум!
Все звери хором:
– Ом-ма-ни-падме-хум!
Медведь-Адыг-оол:
– У двуногих зверей, которые депутатами себя величают, тоже психоз, осенние обострения начались, климаксы женские и мужские...
Звери:
– Ха-ха-ха!
Медведь-Адыг-оол:
– ...Идет полнолуние. 5 декабря произошла мощная солнечная вспышка. У многих – безудержная пьянка, поджоги психбольниц, автоаварии, отравления... Правильно угадала Сарыгсепская ясновидящая – Сатана до конца 2007 года многих заберет в Мертвое царство...
Все звери:
– Ом-ма-ни-падме-хум!
Медведь-Адыг-оол:
– На Охотном ряду, охотники-браконьеры какой-то Лесной закон приняли. Без нашего участия. Богатые россияне и чиновники имеют право арендовать на 49 лет нашу Золотую тайгу...
Звери:
– Хош! (Иди!)
– Пиш! (Идите в з......!)
Медведь-Адыг-оол:
– Но Тоджу уже продали китайцам. По Закону о земле не положено продавать землю за 500 км от госграницы. У них, баламутов, свои законы. Правильное название этой земли – Тож (Лось) – Лосиная Земля обетованная...
Сорока – Сааскан:
– Да! Да! Да! З-зверинные з-з-законы! Пока вы ничего не чувствуете, когда опомнитесь – будет поздно!
Медведь-Адыг-оол:
– Негоже перебивать старших. Регламент не соблюдаешь. Братва! Дадим слово Сороке-Сплетнице?
Звери:
– Пускай стрекочет! Короткую речь слушать хорошо! Долгую речь – думать хорошо!
Сорока – Сааскан:
– Вы еще самого главного не знаете. Ха-ха-ха! Бывшие кочевники и охотники решили провести через Саянские горы – Демир-орук – Железную дорогу.
Звери:
– Ужас! Ужас! Ом-ма-ни-падме-хум!
Лиса (Дилгижек):
– Я видела на Тайшетской тайге. Пассажиры из окна выбрасывают такие вкусные кусочки колбасы, консервы, окорочка американские...
Сорока – Сааскан:
– У Патрикеевны-Бомжихи одно на уме – хапнуть! Предки нынешних тувинцев шарахались в Абакане от вида этого чудовища. Теперь башкирские ученые задумали воздушные железные дороги – но негде опроботь. В два раза дешевле обойдется. И мощные дирижабли начали выпускать. А тут – восемь туннелей, восемьдесят мостов, вырубят полтайги, новые станции-города. Но... БАМ-то опустел. И буряты плюются до сих пор. Русскоязычных избирателей много стало, говорят они. Вот и терпят Потапыча. Ой, извини, Топтыгин – Адыг-оол Иргекович!
Медведь-Адыг-оол:
– Говори, говори, да не заговаривайся. Нацменка несчастная! Регламент соблюдай!
Звери:
– Все знает Сорока-Болтушка! Пусть говорит!
– Надо драпать в монгольскую тайгу!
– Пыли наглотаемся!
Сорока – Сааскан:
– Еще страшнее то, что на тувинский уголь, на природную халяву прицелился самый непотопляемый красноярский Бык. В газете «Труд» сообщается. Пособники-тувинцы за их же деньги и товары, все выкупили в Кызыле – и аптеки, и универмаги, и рестораны, и речной вокзал... Тувинским кайгалам скоро тесно будет. «Быки» самые крутые и неприкосновенные. Один из них был гендиректором «ОВК – банка», обанкротил, увез тувинские золотые слитки, за один год жизни в Кызыле «избрался» депутатом городского парламента. И живет в Красноярске припеваючи. И смеется над тупыми сойотами.
Косуленок – Эзирик:
– А сойоты – это кто?
Медведь-Адыг-оол:
– Когда-то воинственное племя «сояны» были. Защищали Соянские хребты (Саянские), по древнетюркскому – «Кок-Менги» и обороняли южную часть Тюркского, Уйгур-Ондарского каганатов. Потомки соянов живут сейчас в Бурятии, в Ак-Хеме Барыын-Хемчикского, в поселке Ак-Эрик Тес-Хемского кожуунов. Само название у них – «акалар». Никому не подчиняются и при Советской власти, ни при нынешней. У них свои понятия. Но исчезающий вид! Ассимилировались. В Красную книгу пора ввести. Исчезли некогда могучие племена – даргаты, делеги, дулуши, чооду, туматы, онгуты, огузы, курыкане, салчаки (сэльджуки)... И нынешние – ооржаки, ондары, оюны, монгуши исчезнут с лица земли...
Сорока – Сааскан:
– А вот аксакал Шаймив оставил запись на татарском языке в российском паспорте. Потому что политический вес имеет. И продукты у них в полцены дешевле, чем в Туве. А нашего Ооржака и Пугачева никто всерьез не принимает, в политтусовки не вхожи. И заграницу их не пускают в последнее время. Под колпаком у Чайки – нашей вездесущей птицы – тройки! Во как!
Звери:
– Что они тянут? Как Ельцин ушли бы. А Нарусова-то, наша сенаторша, как вякнула по первому телеканалу: «Нам чужие территории не нужны!» – на следующий день южноосетинский Президент какой-то (а не наш ли Кокай-Волк?) заявил о дружбе с грузинским Саакашвили. Люди хотят попасть под российское крылышко, но их отвергают. Ничего не понятно. Они тоже зря прут к нам. И так у нас нищенские пенсии, еще другим отдавать. Объедки со стола Кудрина и Зурабова. А вот Сергей Миронов молодец! Хочет пробить для пенсионеров добавку на 50% в 2007 году.
Звери:
– Молодец Геолог!..
– Наш Ийи-Тальский, из Улуг-Хема. Два года рыбачил. Искал в горах что-то...
– Может быть... в Президенты его, а?
Кабаниха (Черлик-Хаван):
– Послушайте меня, старую. Вам урок будет. Видела я собственными глазами, как в Каа-Хемской тайге, московсий мэр... ну, как их, вожак «Педроссов» – «Одна партия» переводится на тувинский, подстрелил моего друга Кабана, привязанного...
Звери:
– Не может быть! Самого надо привязать и отшлепать! (Кабаниха плачет, вытирает слезы).
Дурак полез на картофельное поле староверов, тут его капканом хапнуло. Поймали его, привязали среди густой чащи. Сам мэр не попал, а метким стрелком был бывший министр культуры – Табунщик, а завотделом культуры Хапченко, отчаянный браконьер, втихаря отвязал веревку от издыхающего друга. Друг-Кабан чуть не пропорол ему брюхо. Подвыпивший мэр еще раз стрельнул и попал.
Звери:
– Так они же и на заповеднике за Черби так делают для высоких гостей...
– Сколько лосей, косуль, маралов уложили!
Кабаниха: ...Но Заслуженные звания РФ они получали потом из Москвы. Во как надо карьеру делать. Карултаями-Хуралами ничего не добьешься.
Звери:
– Изверги!
– Умные идиоты!
– Харакири им, охламонам!
Сорока – Сааскан:
– Еще, кое-кто тувинских элитных красавиц в Москву вывозит. Для олигархов и для кое-кого. Прикинь, Адыг-Иргекович! (Топтыгин Михайлович). Молодцы, чувихи! Таиланд какой-то! Как бы СПИД не занесли. Уже занесли!
Медведь-Адыг-оол:
– Хватит! Регламент соблюдать надо! Сплетни все это! Ученый Кот из московского зоопарка удрал, Манула, что скажешь, послушаем.
Манула поправляет очки, раскрывает ноутбук. Звери ахнули.
– Компьютер называется! В тувинских сказаниях-мифах – «Хопчукара – судур». Нынешние гопники «кайгалы» ни разу в жизни не читали. В них все предсказано, все показывается, подсчитано. И ваш конец, и ваши прошлые деяния. Кого съели бесплатно, кого умыкнули... Недаром американцы почти бесплатно собирали в 50-ых годах тувинские мифы под видом безобидных фольклористов, этнографов. Все ужасы, Армагеддоны, пришельцы, теория невероятности в этих мифах имеется...
Звери:
– Во дает яйцеголовый!
– Как нам спасаться-то!
Манула (очень важно):
– Консенсус нужен! То есть примирение! Согласие!
Звери:
– Опять мудришь?
– Загнул.
Манула:
– Толерантность! Терпимость! Этого не хватает депутатам. А вот Конституционный суд и Верховный суд, надо признать и похвалить за верность и преданность своему Наймиту – О.Шу-Де.
Зайка-Зазнайка: (Кодан-оол):
– Фу, чуть не заснул! От этих ученых Котов всегда спать хочется. На вид они умные, а как вздремнешь – сцапают когтями... (делает кульбит, пинает медведя по ягодице).
... Это ты виноват, старый Хрыч Топтыгин! Отдав свое доброе имя каким-то Педроссам. Теперь они всех растопчут. Теперь вы все – экс... экс... эксиметристы! Враги тувинского народа!
Кот-ученый (Манул):
– Экстремисты! Несчастный Косой. С похмелья, наверное!
Зайка-Зазнайка:
– Больше трех не собираться, не совещаться.
– Поправку к Закону об экстремизме вводят. Депутатов не критиковать... Разрешить телефонную прослушку... стукачей-доносчиков награждать... как в Англии. Свыше 2 тысяч фунтов дают...
Медведь-Адыг-оол:
– Да-а! сталинская 58-я статья возвращается. Больше хуралить не будем. Баста! Симпозиумы будем проводить. Вот Кот-ученый правильно шепчет.
Кот-ученый:
– Симпозиум с древне-греческого – совместная выпивка и анекдоты. Никакой политики! Эзоповским языком говорить. Никто ничего не поймет.
Врывается серый волк. Звери разбегаются. Остаются медведь и кабаниха.
Серый волк:
– Косолапый! Иргекович! Черные дни начались! Отстреливать нас начали. Цена какая-то мизерная. Одна шкура – тысяча рублей. А в Турции – 5 тысяч долларов. На земле древних гуннов – в центре Азии родились... И у них партия Серых Волков есть.
Давай создадим партию ослов, а?
Медведь-Адыг-оол:
– Партия медведей уже есть. Два осла в Ээрбеке есть. Только ты их не трогай! Будем партиями-родственницами. Все будет под нашим контролем!
Серый Волк:
– И главный шериф будет доволен. И пенсия будет на старости лет клёвая. А избиратели – тупицы – быдло! Всех купим, все СМИ. Не придут голосовать – и ста с лишним купленных бюллетеней нам хватит.
Звери из-за сопок:
– Пр-р-р-профанация!
– Ложные партии!
– Ложные выборы!
– Ложные суды!
– Ложные избиратели!
Медведь с Волком:
– Регламент! С Новым годом! С новым Кабаном!
Сергей Баир-Неистовый