ОЧЕРЕДНОЙ ВИТОК ПАРЛАМЕНТСКОГО КРИЗИСА
На истекшей неделе в центре телевизионного внимания оказался вопрос о финансировании Великого Хурала. Всем понятно, что этот лишь очередной виток противостояния между компанией Ш.Ооржака и группой депутатов-жизненцев, которые продолжают бойкот организационной сессии, упорно настаивая на признании своей победы на выборах, которую у них украли при помощи карманной кызылской ТИК с целью захвата руководящих позиций в Законодательной палате. Нужно знать характер Ш.Ооржака, чтобы понять, он не упустит любой возможности зацепиться за власть, если не самому, то попытается подсадить на руководящее кресло родственника или преданного холопа. На этот раз Ооржак вызвал аудиторов счетной палаты, чтобы проверить бухгалтерию ЗП и направил запрос в Конституционный суд Тувы, предложив растолковать положения конституции о порядке финансирования палат парламента.
Цель понятна: лишить Законодательную палату возможности самостоятельно распоряжаться своими финансами и таким образом сделать ее сговорчивее, чтобы проще проталкивать свою законотворческую дурь.
Историю и суть вопроса в суде попытался осветить представитель правительства Александр Язев, по его мнению, причина неувязки возникла из-за спешки «В соответствии с Конституцией Великий Хурал является постоянно действующим представительным и законодательным органом. Но в законе о бюджете предусмотрено раздельное финансирование палат. Поправка о раздельном финансировании была внесена Законодательной палатой и премьер подписал закон». Так сказать, по большой нужде пришлось закрыть глаза.
Самым удивительным образом юристу Язеву стала возражать представитель премьера Сылдыс Сайбуу: «Законодательная палата и Палата представителей – разные организации, и сметы расходов у них тоже должны быть разные, ведь фактически обе палаты юридически независимы. Являются отдельными юридическими лицами, самостоятельными бюджетополучателями».
Похоже, товарищи как-то не договорились дуть в одну дуду, то ли опять запутались в спешке.
Еще смешнее выглядела представитель Палаты представителей Германова. Она долго не могла понять вопрос судьи: Является ли Палата представителей юридическим лицом? А когда ей, наконец, растолковали, чистосердечно призналась, что ответа не знает. Но, несмотря на явные пробелы в юридических знаниях, ответ на главный вопрос у нее есть: «Бюджетополучателем должен быть Великий Хурал как единый законодательный орган, а главным распорядителем бюджетных средств должен стать спикер палаты представителей», – то есть ее непосредственный руководитель. Тут, по крайней мере, логика простая и понятная – тянуть одеяло, а точнее денежки, на себя.
На момент подписания номера решение суда еще не было оглашено. Но, следует ожидать, что премьер будет удовлетворен. Между тем, как-то уже подзабылось, что всю эту путаницу придумал сам Ш.Ооржак, когда втиснул в конституцию дотационной республики затратный двухпалатный парламент, раздул до безобразия Палату представителей, члены которой главной своей заботой считают выбивание для себя заплаты, пенсий и привилегий.
Срочно вызванная бригада счетной палаты уже закончила проверку и удалилась в Москву, чтобы составить отчет. Заключение ожидается через месяц. Но первым не удержался вице-премьер А.Брокерт, который довел до сведений телезрителей о кошмарных нарушениях, «выявленных» в нижней палате: «Имущество не ставилось на баланс, списывалось и передавалось частным компаниям и муниципалитетам без разрешения собственника – Агентства по управлению госимуществом». Он даже усмотрел в этом «превышение должностных полномочий», которое «приравнивается к хищению».
Ему тут же возразил руководитель аппарата ЗП Д.Ховалыг: «Проверяющие не нашли грубых нарушений. Есть определенные недочеты. А Брокерт несколько преждевременно комментирует и оценивает итоги работы счетной палаты. Он выполняет политический заказ, выдавая желаемое за действительное».
Ну что же, дождемся окончательного диагноза, а там и рассудим, кто прав, а кто виноват. Только очень странно. Почему аудиторы из счетной палаты по первому свистку прилетают в республику считать скрепки и кнопки, и нисколько не интересуются фактами массовой растащиловки многомиллионной госсобственности. Ну хотя бы скандальным похищением ТД «Гаруда». Неужели потому, что из этой аферы торчат уши того же Брокерта и его хозяина?
РОДИТЕЛИ ОБВИНЯЕМЫХ ОБЪЯВИЛИ ГОЛОДОВКУ
Объявили голодовку родители обвиняемых в убийстве С.Тюлюша. Преступление было совершено в августе текущего года, как утверждает следствие, на Ангарском бульваре. Обвиняемые отрицают свою причастность к преступлению. Родители уверены в невиновности своих детей. Голодающие И.Жук, В.Ермолаевой и Л.Самчад-оол требуют справедливого разбирательства и скорейшего направления дела в суд. Протест направлен и против методов ведения следствия. По мнению голодающих, содержание невиновных под стражей это способ пытки с целью добиться нужных показаний.
Ирина Жук: «Они оказывают давление на наших детей. С самого первого дня мы настаиваем на том, чтобы разобрались и нашли настоящих виновников. Как после этого мы можем доверять следственным органам?»
Родители утверждают, что списки свидетелей со стороны защиты были составлены и поданы следователю уже на следующий день после задержания, но следствие не принимает во внимание доводы защиты.
Валентина Ермолаева: «Только через три недели допросили свидетелей, которые подтвердили алиби задержанных, но следователь игнорирует эти показания».
Лилия Самчад-оол: «Даже с заключениями экспертиз нас знакомят только по решению суда, только после того, как мы стали жаловаться, что нам не дают знакомиться с заключениями экспертов. И заключения эти кардинально расходятся с тем, что нам говорят по этому делу».
Она же заявила о заинтересованности в исходе дела важного чиновника и отца следователя С.Барыбина: «Замглавы правительства звонил моему адвокату и сказал: «Что ты на моего сына наезжаешь? Тебе чего-то не хватает? Может быть тебе заплатить?». Этот факт подлежит отдельной проверке. Только вряд ли те, кому это положено, станет связываться с начальником.
Между тем в деле есть доказательства совершения преступления не на улице, а в квартире, где убитый в компании себе подобных пьянкой отмечал день рождения.
Защитник Н.Верпето обратил внимание на очень странные обстоятельства: «Труп был обнаружен в квартире. А под кроватью во время осмотра прятался парень, который теперь проходит как свидетель. Следователь начал делать осмотр и не знал, что он там лежит. Он был обнаружен случайно, когда следователь уже собрался уходить. Почему не проверить версию о совершении убийства в квартире? Она явно лежит на поверхности».
Обвинение строится на показаниях собутыльницы убитого, девицы весьма сомнительных достоинств, которая сама может быть заинтересована в укрывательстве настоящих преступников.
Позиции прокуратуры защищает главный специалист по связям с общественностью и известный журналист Василий Кривдик: «Расследуемое дело очень непростое. Отрабатывались все версии, следователи прокуратуры принимают все меры для установления всех обстоятельств совершенного преступления и направления дела в суд». Звучит не очень убедительно. Но может быть, пока следствие не закончено, иные комментарии представитель прокуратуры давать просто не в праве.