Все ближе развязка хитросплетений политического противостояния в Туве. 26 марта – последний срок внесения в парламент кандидатуры на должность председателя правительства. В такой ситуации Шериг-оол Ооржак не нашел ничего более умного, как сообщить широкой чиновной общественности о намерении Владимира Путина представить именно его кандидатуру. Сначала челядь сильно обрадовалась, но время шло, а переназначения как не было, так и нет. Более того: поползли зловещие слухи, что нам предложат вице-губернатора из Красноярска. Слухи были настолько «достоверные», что Ооржак отрядил в Красноярск целую делегацию для выяснения обстановки. А тем временем правительственные СМИ принялись за откровенную «мочиловку» возможного претендента, не стесняясь в выражениях.
Но тут случилось непредвиденное. Как только Ооржак протащил через Палату Представителей заведомо незаконное Постановление о временной администрации, в функциях которой будет обеспечение Законодательной Палаты, у лидера единороссов Ш.Кара-оола лопнуло терпение, и он публично в прямом эфире телеканала «Новый Век» поддержал лидера «жизненцев» В.Оюна в оценке этого события.
Эффект был потрясающим. Впрочем, причиной такого резонанса были не столько оценки, которые дал Шолбан Валерьевич действиям спикера ПП Х.Монгуша, безропотно выполняющего любые, в том числе откровенно незаконные указания нашего местного гаранта. Сам факт появления в одной телепередаче лидеров двух ведущих политических партий, отчаянно конкурирующих в парламенте, оказался гораздо сильнее того, что происходило в студии. Население республики вдруг поняло, что политическая борьба – это не обязательно поливание грязью оппонентов, что много лет старательно прививал нам главный чиновник республики, Выяснилось, что и в Туве возможен нормальный диалог приличных людей, не озлобленных карьерными помыслами. А Ш.Ооржак и его окружение вдруг осознали, что политике стравливания и поливания грязью в республике приходит конец, и будет сложно манипулировать, опираясь на низменные чувства непросвещенной части электората.
На лидера ЕР как из мешка посыпались угрозы и обвинения самого абсурдного свойства. А анонимная группа однопартийцев даже отправила Грызлову письмо, в котором обвинила Ш.Кара-оола в том, что он не следует в русле правительственных указаний. Судя по тому, что данное письмо опубликовано на сайте правительства Тувы, личность автора не вызывает сомнений. Примечательно, что в нем Шериг-оол признается в поражении на выборах 8 октября. Правда, причиной поражения он называет не то, что он сам лично возглавил партсписок ЕР, не свой личный антирейтинг в 72%, не чернуху в отношении кандидатов от РПЖ, которую распространял правительственный штаб, а то, что «позиция Кара-оола стала причиной разброда в партии».
Впрочем, попытка злобного наката на лидера тувинских медведей – явление частное. Учитывая личную дружбу Кара-оола и Шойгу, а также поддержку со стороны Грызлова, эти действия Ооржака вряд ли получат продолжение. Особенно учитывая, как был оценен «личный вклад» Ш.Ооржака в результат парламентских выборов 8 октября.
Как известно, Грызлов и Володин прямо признали, что виной всему было то, что ЕР связала себя с непопулярным в народе Главой республики. Но главное событие, которого с замиранием сердца ждет властная верхушка Тувы – это решение Верховного суда РФ по пяти выборным делам. Как известно, решения ВС Тувы по всем пяти делам были в пользу соратников В.Оюна. И если эти решения устоят, то команда Оюна получает полный контроль над тувинским парламентом.
Когда выйдет этот номер газеты, 21 февраля, станет известна судьба первых трех дел – по заявлениям Сафрина, Балчий-оола и Ушкалова. Сомнений в законности этих решений нет, и мы обоснованно ожидаем положительного вердикта. Сомнения вызывает лишь способность избирательных комиссий Кызыла и Тувы четко исполнить решения Верховного суда России. Мы убедились: для сторонников Ооржака никакие законы силы не имеют. Они понимают, что после ухода Шериг-оола не смогут найти себе места в коридорах власти. Они осознают: как только в Кремле убедятся, что Ооржак в тувинском парламенте в очевидном меньшинстве, его сбросят со счетов. И потому постараются заволокитить исполнение судебных решений.
Но об этом – в следующем номере.
А. Гаврилов