Истина. Что же такое истина?
Философы скажут – это категория познания.
Мы же сразу вспомним, что где-то рядом с «Истиной» находятся «Справедливость», «Добро», «Смысл жизни».
И от того, как трактуется Истина, как решается вопрос о её достижимости в жизни (в быту, в судах, в общении с начальством на работе и в семье с женой и тёщей, пр.), да и достижима ли Истина вообще, зачастую зависит жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.
Так что же такое Истина?
«Жить не по лжи!» – призывает писатель, нобелевский лауреат. И волна возмущения поднимается в его адрес: «А мы, что? Не так жили? Мы получили Россию с сохой, а вернули её с атомной бомбой! Да для нас понятие «Истина» неотделимо от понятия «Правда»!»
«Правда», «Комсомольская правда», «Правда Севера», «Социалистическая индустрия»...
Вот уж воистину: «Уходят слова и приходят слова! За правдою «Правда» вступает в права...»
И, тем не менее, для нас, россиян, понятие «Истина» неотделимо от понятия «Правда», которое значит – отсутствие лжи. Всё, что верно, подлинно, точно, справедливо – для нас есть Истина. Особенно сегодня – на гребне демократии.
Правда, истина – это и правдивость, справедливость, правосудие (не продажное, конечно), искренность... Всё это лики Истины, Блага.
Истина, она скорее относится к уму, к разуму, а добро или благо – к любви, к праву, к воле.
Существуют разные формы истины, которые подразделяются по характеру познаваемого объекта, по видам предметной реальности, окружающей нас повседневно, по степени освоения познаваемого объекта и т.п. Но, самое главное, самое основное свойство, по которому мы распознаём истину (правду) – она является антиподом лжи.
Ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренилась в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют и общаются люди. Ложь стала функцией любых человеческих отношений и коммуникаций. Ложь, да ещё и клевета, не редко главенствуют даже в отношениях между государствами!
В небольшой книжке, переведённой с французского и изданной в России ещё в 1903 году, «Психология лжи», К. Мелитан довольно убедительно показал, как формируется ложь в процессе индивидуального развития человека.
В детстве её причинами становятся развитие воображения ребёнка в процессе игры, стремление избежать наказания, пример взрослых и т.п. В дальнейшем всё большее влияние в этом отношении оказывает общество. Значительное место в комплексе факторов, толкающих человека в сторону лжи, начинают занимать страсти, в том числе и любовь.
«Никогда так не лгут, как перед войной, после рыбалки и перед свадьбой», – заметил однажды один из германских кайзеров. И был прав.
Любовь «порождает неисчислимое количество лжи. Тот, кто любит, лжёт, чтобы придать себе цену, лжёт, чтобы обесценить своего соперника, чтобы возбудить ревность..., чтобы подогреть остывающую любовь, лжёт, наконец, когда перестаёт любить», – утверждал К. Мелитан.
Ложь вырастает на тщеславии, малодушии, на страсти к успеху, на страсти к прибыли, к власти и на многом другом, особенно на стремлении к большим и «халявным» деньгам.
Ложь и неискренность становятся неотделимыми.
И всё же имеются честные и искренние люди! Вот только как их отличить от лжецов? Прежде всего, по их искренности, которую противники изображают как умение замаскироваться в своих низменных страстях, особенно во властолюбии.
«Истинная искренность, – писал К.Мелитан, – надёжно и скоро отличается по двум главным признакам: по мужеству причинять искренностью страдание и по мужеству признавать открыто свои ошибки... Можно считать искренним того человека, который, будучи добрым, обладает мужеством причинить вам неприятность, чтобы не солгать, человека, который, вместо того, чтобы дать вам такой ответ, какой вы желаете и ожидаете, отвечает вам то, что думает, рискуя вас обидеть, который не скажет вам ни одного слова выпрашиваемой вами похвалы, если он не считает вас достойным этого, и который сам пострадает от того, что причинил вам неприятность, предпочтёт это страдание лжи. Но особенно можно отличить искреннего человека по его мужеству сознаваться, т.е., я хочу сказать, что правдивый человек храбро и без всяких оговорок (но, конечно, и без цинизма) сознается в дурном или, более того, в неловком и смешном поступке. Предпочесть такое признание лжи – вот безусловный критерий правдивости».
На уровне общества, на уровне социально-групповых отношений значительным фактором, инициирующим отход от истинности и формирование лжи, является партийность. К. Мелитан констатирует: «Сложная и могущественная страсть, называемая партийностью, является... неистощимым источником всякого рода лжи; мы, французы, слишком хорошо знаем, в какой ужасной лжи может оказаться виновною та или иная политическая партия, ставящая свои собственные интересы выше справедливости. И мы ежедневно видим такой поразительный, можно сказать, ошеломляющий факт: публицисты или критики руководятся в оценке людей или их произведений только одним критерием, – принадлежит ли оцениваемый человек к их партии, или нет».
И это написано, заметьте, в начале ХХ века! Но создаётся впечатление, что написано только вчера. И написано не французом, а нашим соотечественником.
А в 1928 году русский философ И.А. Ильин публикует в эмигрантском журнале «Русский колокол» (издавался в Берлине) статью «Яд партийности».
«Размышляя над партийностью, – отмечал И.А.Ильин, – деление на партии неизбежно, ибо всюду, где люди думают, обнаруживается и разногласие и единомыслие; а объединение единомышленников даёт им умственную уверенность и увеличивает их силы в борьбе. Но дух политической партийности, подчёркивал И.А.Ильин, всегда ядовит и разлагающ. «Сущность его состоит в том, что люди из честолюбия посягают на власть; ставят часть выше целого; создают атмосферу разлагающей нетерпимости; обращаются в борьбе к самым дурным средствам; становятся зловредными демагогами; превращают партийную программу в критерий добра и зла. Этим духом заряжаются одинаково – как левые партии, так и правые. Партийный дух создаёт своего рода массовый психоз в пределах самой партии. Человек, одержимый этим психозом, начинает верить в то, что только его партия владеет истиной, и притом всею истиной и по всем вопросам. Воззрения делаются плоскими, скудными, трафаретными; люди живут в партийных шорах и видят только то, что предусмотрено в партийных брошюрах. Партийные честолюбцы обращаются ко всем средствам и не останавливаются даже перед самыми низкими. Они лгут в доказательствах и спорах; заведомо обманывают избирателей; клевещут на конкурентов и противников. Одни продают свои «голоса», другие их покупают – то за деньги, то за почести, то раздавая «тёплые» места, то устраивая прибыльные дела. Одни борются сплетней, инсинуацией и интригой; другие, будучи депутатами, берут деньги у правительства; третьи организуют партийные заговоры и перевороты; четвёртые прибегают к ограблению («экспроприации») и политическим убийствам. Люди начинают думать, что «цель оправдывает средства»; воцаряется деморализация и авантюризм; облик политического лидера приобретает черты профессионального лжесвидетеля и взяточника».
Итак, дух партийности, по словам И.А. Ильина, расшатывает у людей совесть и честь, незаметно ведёт их на путь продажности и уголовщины. Дух партийности, считал он, извращает всё миросозерцание человека. И ведь не ошибался философ. Что мы сегодня видим? Партийные интересы ставятся выше справедливости, выше интересов народа, которым, якобы, стремится служить партия, стоящая у кормила власти. И вот последний пример: в очередной раз педросы проиграли борьбу за голоса избирателей, и партия жизни по количеству голосов им не уступила. Что же сделали педросы в лице избирательной комиссии? Всё очень просто: они поступили как тот игрок в карты.
Играли в карты четыре мужика, и один из них проигрался в дым – настало время платить по карточному долгу. А он отказался, заявив, что один из игроков жульничал. Когда его спросили: «И кто же жульничал?» – ответил, что это он позволил себе в игре нечестные приемы.
То, что отмечал И.А.Ильин, касалось как политического опыта России, так и опыта других стран мира. Как много, все-таки, он проницательно увидел через толщу лет!
И, действительно, а что за эти годы изменилось? Да почти ничего! В подлунном мире почти ничего не меняется, не изменился, прежде всего, человек, его природа осталась прежней – лживой – и потому в жизни всему уделяется место – рядом с добром уживается зло. Изменились только орудия убийства человека человеком, брата братом, человека в человеке, в его душе, в его разуме.
Если первобытный человек поднимал на своего брата дубину, то вскоре дубину заменили мечи и копья, а их заменили ружья и пушки, пушки ружья заменили танки, самолёты, ракеты... Прогресс, прогресс, прежде всего в средствах уничтожения человека человеком, налицо.
Сегодня оружием массового поражения стала ложь. Она обрушивается на человека отовсюду – с экранов телевизоров, по радио, из газет, с трибун; свободное волеизъявление электората предстает каким-то шутовским балаганом.
Даже «рабочие врут в микрофоны!», – восклицал поэт Б.Брехт, наблюдая как, размахивая красным знаменем, национал-социалисты (нацисты) рвались к власти в Германии. И никто не обратил внимания, что в центре их знамени находился белый круг с паучком свастики. Что из этой социальной позиции духа нацизма получилось, мы уже знаем. Так неужели и нас с вами ждёт такая же судьба?
Но И.А. Ильин, фактически, оставил нам возможность для появления и формирования социальной позиции такой, когда в жизни и деятельности каждый человек, как субъект, будет опираться на истину.
«Готовить для будущей России, писал И.А. Ильин, мы должны не партийный дух, а национальный, патриотический и государственный».
Вот и получается, что русский философ И.А. Ильин из далёкого 1928 года видел и понимал то, что сегодняшние партийцы всех мастей, радетели о могуществе и величии России, не понимают и не осознают. Или понимают и осознают?
«Но поскольку мир организуется не столько на Истине, сколько на лжи, признанной социально полезной, лжи, которая правит миром, то почему бы и не воспользоваться ею» для прихода к власти, для власти над умами простых людей? А там посмотрим кто кого!
Правда, истина, в конце концов, всегда всплывает на поверхность. Вот и теперь она когда-нибудь всплывёт. Всплывёт она и в нашей Республике после очередного скандала по результатам выборов. И не важно, что всплывёт она без признаков жизни. Всплывёт же!
«Да и кому она нужна – правда, если ложь столь величественна и значима!», – воскликнул наставник, обращаясь к одному из сынов Александра Невского. И эхо этого восклицания катится из века в век по Руси, по России, и не слабеет.
П. Косс