Дни идут за днями, недели за неделями, после объявления войны парламенту и народу прошел год, а полной ясности в расстановке политических сил в республике так и нет.
Впрочем, не так все мрачно. Сначала наметился, а затем под агрессивным давлением Ооржака окреп союз политиков Оюна и Кара-оола. Региональное отделение «Единой России» перестает быть придатком тувинского правительства. Даже незаконное лишение депутатских мандатов И.Чучева, З.Сат, С.Сафрина и Б.Балчий-оола криминальными избирательными комиссиями, пляшущими под дудку Шериг-оола Ооржака, на общем фоне оздоровления тувинского общества не кажется таким кошмарным, как ранее.
Хотя следует признать: далось оно непросто. Жесткая голодовка пострадавших от беззакония, массовая поддержка их действий в обществе, разумная многообещающая реакция на нее федерального центра сделали свое дело: ооржаковластие постепенно стало усыхать, сморщиваясь и принимая вид обезьяньей попки.
Но успокаиваться рано. Шериг-оол власть так просто не отдаст. И дело даже не в льготах и привилегиях. Он просто не мыслит себя вне власти. Он уже не представляет себя простым смертным, одним из 200-тысячного этноса. Отсюда и отрыжки ооржаковластия в виде черных маевок и подметных листовок.
Но и тут у власти не все тип-топ. Собрали на ипподроме народ, накормили, напоили, заплатили, а подписи поставила только половина народа – остальные воздержались. Видимо, готовы поддерживать Ооржака только совместно с Путиным, а по-другому не согласны. Надломилась и основа режима – криминалитет понимает, что лобового столкновения с новой властью и правоохранительной системой ему не пережить.
Мы не знаем, о чем думал Ооржак, неделю безвылазно просидев с Мельниковым в московском постпредстве. Говорят, искал пути выхода. То надеялся, что мадам Нарусова «утрясет» вопрос с его переназначением, то сам надеялся пробиться к Президенту страны и убедить в своей незаменимости. То рассчитывал на юбилей Ростроповича, где могла состояться встреча. Не получилось. Кремль устал от тувинского лидера, как устаем мы от хорошей, но заезженной виниловой пластинки.
Пока Шериг-оол год воевал со своим народом, мобилизуя на политический фронт правительственную челядь, экономика республики продолжала стремительно катиться под откос. Дело дошло до того, что министр экономики Балакина вынуждена была обратиться в психдиспансер с просьбой выдать ей справку о том, что она психически здорова. Можно представить, в каком состоянии находятся другие клерки. Похоже, правительство Ооржака в результате бесконечных выборных баталий превратилось в натуральный дурдом, в котором и мысли нет об экономике, народном хозяйстве и решении насущных проблем.
Время летит неумолимо. Мы верим, что ЖИЗНЬ возьмет свое, и Ооржака ожидает закономерная отставка. И сколько бы не повторяли прихвостни Шериг-оола и он сам о том, что он остается, прогнившему делу это не поможет. Республику ждут процедуры формирования парламента и утверждения предложенной Президентом страны кандидатуры на должность Главы республики. 16-летняя эпоха бесславного руководства республикой «выдающегося деятеля» заканчивается. Республика долго с надеждой этого ждала. Верящим в будущее воздастся.
А. Гаврилов