В народе обычно выражаются попроще: врачи-коновалы. Сейчас не редкость неправильный диагноз, особенно в дни праздников, раз – и отрезали руку годовалой девочке, как в Алтайском крае. Или совершенно здоровая учительница из Арыг-Узуна заболела циррозом печени, скончалась в терапии от неправильной капельницы. Дилетанты хороши в депутатских дебатах. Там они могут, не стесняясь и не робея, наобум поставить вопросы перед начальством. А в медицине любители-дилетанты опасны.
В отделении наркологии, что за нефтебазой, на камчатке, но недалеко от Минздрава РТ, уже год как сложилась ненормальная психологическая обстановка. Настоящих врачей – наркологов нет. Почти все – бывшие врачи – терапевты. С приходом главного врача Бадыргы Ирины Опанасьевны неразрешимые проблемы встали и у медперсонала, и у больных пациентов. Кроме того, что больные платят две тысячи рублей за лечение, еще надо оплатить 300-400 рублей за лекарства. Вроде бы выздоровевшие больные затаскивают большими коробками лекарства из автомашины больницы, куда они пропадают – никому не известно. Говорят, некоторые врачи и медсестры имеют частные аптеки в Сукпаке и в городе. А в больнице аспирина и анальгина не бывает. Левомицитина вообще не допросишься.
Самое позорное для российских больниц – это отсутствие ложек и стаканов в столовой. Питание ухудшилось в отличие от предыдущих лет. Крупы не промываются, как следует. «Что же мы, птицы что ли, каждый день пшенка», – говорят больные словами из известного фильма. Если раньше проводились профилактические беседы о вреде алкоголизма, теперь никто с больными не работает. Медбюллетени на стене – пятилетней давности. Но еженедельно собирают в столовой больных отцы-пасторы, похоже, из сектантов. Можно только догадываться, кто они – сами не представляются. Обязательно оставляют в каждой палате свои «божественные» буклеты с приглашениями. А буддийских священников не приглашают. Ибо полперсонала медсестер и санитарок – сектанты. Во время прогулок больных – после 16.00 часов больные православные, буддийские, мусульманские верующие идут смотреть и слушать концерты – агитвыступления сектантов. Бывает и нападки на «буддистов-сатанистов», особенно на Далай-Ламу.
Обшарпанные стены, неработающие туалеты. Косметического ремонта давно не было, не работающий телефон-автомат. К служебному телефону доступа нет. Больные ищут двухрублевые монеты, чтобы попросить у родственников лекарства, газеты... У дежурной сестры они должны быть для обмена. Было бы хорошо, если по пятницам или субботам продавались свежие газеты и журналы. Было бы полезно разрешить коммерсантам продавать пирожки и хлебные изделия, соки и напитки.
Добраться до наркологии целая проблема для сердобольных старушек и стариков, носящих продукты – передачи для своих родных и наркоманов, особенно зимою. Ходят от остановки психбольницы или нефтебазы. Маршрутные таксисты могли бы заработать на этом маршруте.
Желательно для людей искусства, литературы, для художников, музыкантов сделать скидку на 50% при оплате за лечение. Ведь не секрет, что многие талантливые люди уходят из жизни из-за ложной стыдливости или же из-за отсутствия денег. Маленькая зарплата, маленькая пенсия. Стрессы и разочарования...
Но самое главное – молодые врачи, санитарки, охранники, ссылаясь на «спецконтингент», грубят и оскорбляют пациентов. Если бы их не было, у них не было высокой зарплаты, повыше чем в других больницах. Они забывают главное правило тибетской медицины – «не лекарствами лечат, а словом». Давно не было в наркологии таких врачей, как Подкорытов, Гринько и других с тихими, успокаивающими голосами, настоящие психиатры, наркологи.
Нацпроект «Здоровье» – это же основа национальной безопасности, сохранения государства и народа. Некоторые депутаты, бизнесмены, начальники «погостили» не два-три дня в восьмой, коммерческой палате, но помочь бедствующей больнице не хотят.
Корген-оол Ондар