На днях одна газета, не указав суммы, сообщили, что президент В.Путин увеличил себе зарплату в три раза. Другая опубликовала, что его жалование - 2,5 тыс. долларов, не пояснив, -до повышения или после. Впрочем, даже если Путин будет получать 7,5 тыс. долларов, то это крайне мало, если напомнить, что минимальная (!) годовая пенсия в Европе и США 8-10 тыс. долларов. А с другой стороны, 232,5 тыс. руб. в сравнении с 1,5 тысячами российской пенсии - величина просто запредельная и астрономическая. Все относительно. Председатель одного Хурала как-то очень философски высказался по этому поводу: "Получаю в кассе - вроде много, отношу домой жене, а она ругается - мало!"
Вот уж действительно, смотря кто и с чем сравнивает. Если путинское жалованье сравнить с доходами олигархов, всяких чубайсов, алекперовых и пугачевых (здесь счет идет на миллионы долларов в год), или вознаграждением труда президентов развитых стран, то его заплата смехотворно мала, а население и территория у нас громадные, ответственность как главы ядерной державы перед мировым сообществом безумная, да и народ непростой. С таким народом работать - это какие нервы нужно иметь!? Но ведь и народ тоже можно понять. Как ему спокойно трудиться и двигать реформу, если зарплату выдают с задержкой, а среднедушевой доход не везде достигает даже прожиточного минимума?
Какой же должна быть зарплата президента или другого "первого руководителя"?
Исходя из самых общих соображений, зарплата должна соответствовать степени сложности труда, квалификации работника, опасности трудового процесса и т.д.… Критерии можно продолжить. Впрочем, не нужно выдумывать велосипед. На вопрос "что такое зарплата?" ответ дан в трудовом кодексе: "Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера".
Короче, "как потопаешь, так и полопаешь". По главной сути зарплата должна быть именно заработанной. И в этом смысле очень просто учесть трудовые усилия землекопа или грузчика, чуть сложнее с токарем и пекарем. А как учесть и оценить трудозатраты руководителя, который тяжелее стакана ничего не поднимает? К примеру, всю ночь горит свет в кабинете одного "первого руководителя". Впечатление такое, что убивается человек на работе, а серьезных сдвигов нет. А если он там спит на диване? Поэтому смешно оперировать категориями трудодней и ночебдений. Может принять в учет количество заседаний, помножить на сумму страниц докладов, прибавить число деловых встреч и отнять стоимость съеденного и выпитого на банкетах? А как быть с мэром, если он большую часть рабочего времени проводит в командировках, что же - километры ему зачесть или время в пути? А если он по дороге не о работе думает, а только пиво пьет и личные нужды справляет?
Задача непростая, но ответ имеет. Можно оценить не только количество, но вместе с тем качество и эффективность управленческого труда наших избранников, занимающих высшие должности.
Несомненно, определяя размер их заработной платы, нужно учитывать количество населения, масштабы производства, объем бюджета, но самой главной точкой отсчета должен быть уровень жизни населения. Социологи утверждают, что общественная стабильность нарушается, если средние доходы 10% самых богатых более чем в 10 раз превышают доходы 10% беднейшего населения. У нас они рознятся почти в 20 раз. И чиновники не относятся к беднейшему или даже среднему слою населения. Избиратель поймет и поддержит простой и понятный принцип: "увеличил руководитель благосостояние народа хоть на рубль - пусть получает дополнительно свои честно заработанные два или даже 10 рублей". Такой подход заставит руководителя больше заниматься конкретными и полезными делами во благо и на пользу большинства, а не театральным популизмом и экономической фантастикой вроде прожектов производства бензина из угля, бездумного строительства музеев и спортзалов, прожиганием народных рублей на банкетах и фейерверках, когда этот народ страдает от голода и вшей.
Кстати, в том же новом трудовом кодексе конкретно указано, кто и как должен устанавливать зарплату руководителей. "Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления", таким же образом "порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других)… устанавливаются … в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления".
Несомненно, что горадминистрация финансируется из местного бюджета. Население является работодателем мэра, поэтому размеры и порядок оплаты его труда должны быть определены договором между работодателем и работником. Городской Хурал является представительным органом и в прямом смысле представляет население города в отношениях с управленцами из горадминистрации. Поэтому именно городской Хурал должен установить правила определения размера оклада председателя администрации и разработать систему доплат, надбавок и премий таким образом, чтобы стимулировать у него желание полностью и без остатка отдаваться работе, целью которой нужно сделать повышение благосостояния горожан, улучшение условий их жизни. А рубль - это самый лучший стимул.
Депутат Кызылского городского Хурала представителей Сергей Горев.
От редакции. Сейчас председатель городской администрации А.Ю.Кашин ежемесячно получает около 12 тысяч рублей. Эта сумма рассчитана на основании Закона Республики Тыва "О денежном содержании лиц, замещающих выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы". В нем предусмотрены самые разные надбавки (за квалификационный разряд, выслугу лет и даже "особые условия службы"), предусмотрены и премии по результатам работы. Правда, ни слова нет о том, какими должны быть достижения, чтобы мэр получил премию. Впрочем, не нужно ему совершать никаких трудовых подвигов, потому что вопрос решен просто и почти цинично: "премии по результатам работы лицам, замещающим выборные муниципальные должности , выплачиваются ежемесячно в размере 25 процентов от должностного оклада". Таким образом, это совсем не премия, потому что не имеет никакого стимулирующего характера, а обыкновенная доплата, если не сказать "подачка" от республиканской власти. А посему мэр материально никак не заинтересован в улучшении нашего благосостояния. Впрочем, на эти ли деньги живет Кашин? Стоит подумать, за чей счет он, почитай, ежегодно отдыхает с семьей за границей, почему так упорно держится за право распределять муниципальный заказ, отказываясь проводить конкурсы, хотя это категорически и прямо предписано федеральным законом. Впрочем, плевать ему на законы, а по большому счету и на население тоже.