Дом Техники профессионального образования был основан в 1986 году по приказу Госкомитета профессионально-технического образования бывшего СССР. Он являлся инструктивно-методическим и организационным Центром работы по пропаганде научно-технических знаний, развитию сети технических, народно-прикладных и предметных кружков, изобретательской и рационализаторской деятельности среди учащихся и инженерно-педагогических работников школ и профтехучилищ республики. За время работы вплоть до 1996 года Дом Техники активно участвовал в работе различных ярмарок учащихся ПТУ при СССР и международных выставок. Этому Центру присуждались премии, дипломы, серебряные и бронзовые медали СССР.
С 1996 года финансирование Дома Техники, направленных на развитие, укрепление его материально-технической базы были прекращены Департаментом профтехобразования республики. В это сложное время к нам пришли на помощь спонсоры Хеймер-оол Куулар и Мирослав Монгуш и оказали материально-техническую помощь. 90% материалов и оборудования, направленных на развитие технического творчества были куплены ими. Благодаря их помощи при Доме Техники был разработан и внедрен МикроГЭС, презентация которой состоялась в 1996 году при Вашем участии, г-н Ш. Ооржак, и руководителей различных ведомств. Новые образцы самодельного туристского снаряжения получили хороший отзыв туристов Тувы, России и зарубежных стран. На базе Дома Техники был впервые создан оркестр тувинских национальных музыкальных инструментов на профессиональном уровне. Открытие Отделения тувинских национальных музыкальных инструментов в РШИ является результатом работы Дома Техники. Все командировочные расходы за пределы республики для участия на различных российских и международных выставках оплачивались Х. Кууларом в течение трех лет.
Но такая спонсорская помощь не могла продолжаться долго, и Дом Техники оказался в тяжелом финансовом положении из-за прекращения помощи Департамента профтехобразования РТ. По рекомендации Центрального Дома Техники и Департамента профтехобразования России наш Дом Техники стал преобразовываться в Учебно-Технический Центр Министерства общего и профессионального образования РТ. Для получения статуса юридического лица нашему УТЦ потребовалось целых два года на преодоление бюрократической волокиты Департамента и самого Министерства. С 22 марта 1999 года Дом Техники стал юридическим лицом республиканского значения и стал Учебно-Техническим Центром Министерства ОПО. УТЦ РТ проводил работу в трех основных направлениях: развитие национально-прикладного искусства; конструирование самодельных образцов туристического снаряжения; конструирование и внедрение МикроГЭС различных мощностей в народное хозяйство РТ. Для компьютерного обучения учащихся, а также педперсонала школ, ПТУ и обслуживания, ремонта оргтехники образовательных учреждений Министерство, согласно Уставу УТЦ, утвержденным самим ведомством, и как вышестоящая организация должна была оказывать всяческую финансовую, материальную и моральную поддержку. Но со дня становления УТЦ Министерство не оказало никакой помощи. Хуже того, Министерство (руководитель Морозов П.А.) издало приказ №288/Д от 04.12.2000 года "О ликвидации Учебно-Технического Центра". На объединенном заседании руководителей Министерства ОПО и Департамента профтехобразования директору УТЦ, т. е. мне, Ооржаку М.О., удалось убедить их в беспочвенности этого приказа и необходимости развития и укрепления материально-технической базы УТЦ, в то время, когда многие дети столицы и республики не учатся, бродяжничают.
К нашей радости вышло Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2000 года №1847-9 о принятии мер, направленных на сохранение и развитие учреждений дополнительного образования детей и дельнейшего развития технического творчества в соответствии с современными требованиями, а также выделение необходимых финансовых средств на развитие материально-технической базы их деятельности. Министерство ОПО РТ проводило совершенно противоположную работу. С 28 мая 2001 года я был уволен без всяких на то оснований. 8 июня 2002 года новым назначенным директором Чолдак-оол Л.К. в нарушении КЗоТ было совершено самовольное вскрытие и взлом замков дверей помещения УТЦ. Возмущает этот произвол любого здравомыслящего человека, когда такие перемены отражаются на деятельности одного из социальных институтов общества. Ведь прогресс общества зависит от количества образованных людей. Здесь особенно, нужно наладить систему поиска и обучения одаренных детей - важного резерва интеллектуального потенциала, систематически принимать меры по усилению госконтроля за качеством образования и развития творческого и критического мышления. В этом смысле УТЦ проводил немалую работу в течение 15 лет с 1986 по 2001 год. Он сыграл немалую роль в формировании менталитета детей, отражающего уровень общего и социально-психологического развития человека, его познавательных и поведенческих алгоритмов. Именно этот принцип превалировал в учебном процессе УТЦ. В течение многих лет дети-сироты, воспитанники школы-интерната получили в УТЦ импульс нравственности, гражданской смелости и стремления работать над собой, самообразованием и самосовершенствованием. Противоправные действия Министерства ОПО РТ по отношению к УТЦ, можно объяснить тем, что в интеллектуальную элиту республики вливаются малоинтеллектуальные люди, особенно в правящую элиту (если ее можно назвать "элитой").
Теперь остановимся на том, как развивались события после увольнения меня и других работников с грубыми нарушениями КЗоТ. Я подал в суд на Министерство ОПО РТ за его неправомерные действия. К 5 ноября 2001 года суд решил дело в пользу пострадавшего. Министерство на сегодняшний день не исполнило полностью решение Кызылского федерального районного суда. Более того, Министерство за несколько дней до заключительного заседания суда вместо Чолдак-оол Л.К. назначило другого директора, хотя прекрасно знало, что суд уже проигран. Продолжала работать из старого состава работников УТЦ бухгалтер Монгуш М.М.. Новые люди, которые пришли на место незаконно уволенных работников, создали ей такие невыносимые условия, что вынудили ее уйти с работы. Девушка получила сильное нервное потрясение и покончила жизнь самоубийством. Проведенное судебно-медицинское обследование не нашло других версий причины ее смерти. Меня эти люди заставляли отказаться от решения суда и угрожали расправой. В результате я тяжело заболел от нервного перенапряжения и болею по сегодняшний день.
Из бюджета УТЦ Министерство финансировало умственно отсталых детей больше года, хотя они имеют совершенно другое финансирование при Балгазынском училище №2. На базе этого училища дети содержались не первый год. Там созданы специальные условия для умственно отсталых детей: имеется облегченная программа по их обучению и воспитанию; имеются бюджетные средства на питание, обслуживание и т.д. Интересно было бы узнать, как использовались Министерством ОПО РТ эти два бюджета?
На основании вышеизложенного очень прошу Вас, г-н председатель, помочь и содействовать функционированию УТЦ согласно его устава на 2002-2003 учебный год и далее и организации учебы умственно отсталых детей при своей действовавшей базе при Балгазынском ПТУ-2 как и в предыдущие годы до 2001 года и наказать виновных.
Восстановленный решением суда директор УТЦ
М. О. Ооржак
Сохранен стиль автора