В октябре с.г. был опубликован Государственный доклад "О мерах по разъяснению мероприятий по реализации предвыборной программы кандидата на должность председателя правительства РТ Ооржака Ш. Д. "Политическая стабильность, устойчивый рост экономики - залог динамичного развития родной Тувы", выполнению наказов, предложений, пожеланий и устранению критических замечаний избирателей, выполнению письменных обращений граждан, поступивших во время предвыборных встреч".
Вот такое длинное, замысловатое, непонятное и даже вводящее в заблуждение название очередного "исторического" творения "любимого руководителя" и новоиспеченного премьера Шериг-оола Ооржака. Скорей всего, сей документ так и останется непрочитанным и неизученным избирателями, коим он адресован в первую очередь. А жаль, что прочитают его кроме самого Ш.Ооржака разве что составители этого опуса. Тем не менее, постараемся вникнуть в "исторический" документ. Возможно, это будет полезно для наших потомков при изучении примеров политического словоблудия, образчиков бессовестного самовосхваления.
Итак, цитата первая:
1. "Состоявшиеся в марте 2002 года выборы председателя правительства РТ стали крупнейшим событием в политической жизни республики".
Было событие и даже историческое по размаху наглой фальсификации народного волеизъявления. Именно на этих выборах впервые широко испробованы так называемые "грязные" методы черного пиара профессионального авантюриста Гаранского. Сам факт приглашения которого говорит о степени страха Ш. Ооржака перед праведным народным гневом, и желании во что бы то ни стало зацепиться за власть как гарантию хотя бы временной неприкосновенности. Тут было испробовано все: и черная книга о мнимых достижениях Ш. Ооржака "Республика в Центре Азии, устремленная в будущее", хорошо оплаченная книжонка про водочную мафию в Туве, хотя сам Ш. Ооржак уже давно носится с идеей строительства в республике спирт завода, что грозит окончательно споить народ республики, был и фальшивый, щедро оплаченный номер газеты "Слово", изданный где-то в Москве по заказу пиарщиков старого еврея Гаранского, зафиксирован массовый вброс бюллетеней, подкуп и давление на избирателей, лживое охаивание противников Ш. Ооржака и т.д. и т.п.
2. "Примечательным стал не только сам факт проведения выборов в соответствии с нормами новой Конституции РТ, принятой на республиканском референдуме 6 мая 2001 г., но и масштаб, уровень организации избирательной кампании".
Вот именно! О "теневых" масштабах этой кампании мы уже сказали. А про конституцию верно замечено. Она специально была подработана под фигуру Ооржака с целью удержать власть. Изменение названия первой должности не изменило сути "самодержавия". Более того, единоличной власти в руках Ооржака стало еще больше. Наши горе-реформаторы стали называть республику парламентской в явном расчете на неосведомленность населения. Ведь главной особенностью парламентской республики является то, что правительство формирует и премьера назначает парламентское большинство. Всенародные выборы первого руководителя с широкими полномочиями и правом вето - явный признак президентской республики. Ооржак учел непростую историю своих отношений с прежним парламентом, поэтому он стал двухпалатным. Теперь этот неповоротливый гигант увязнет в болтовне и междоусобице, которую будет инициировать правительство, чтобы в нужный момент всякий раз сказать: "Граждане, вы же видите, что эти брехуны-депутаты не в состоянии ничего решить. Оттого и живем плохо". Ооржаку всегда будет нужен стрелочник, потому что главный тормоз экономики - он сам!
3. "В результате трудной борьбы председателем правительства РТ в первом туре избран Ш. Д. Ооржак, набравший 53,55 процентов голосов при явке почти 64 процентов избирателей".
Действительно, это была трудная для Вас проблема. Даже при невиданном размахе фальсификаций удалось натянуть только 53%, кое-как предотвратить второй тур. Даже если верить этим цифрам, нетрудно подсчитать, что действительно поддерживают Ооржака только 34% избирателей, остальным или абсолютно наплевать, кто там наверху или они этого Ооржака на дух не переносят. Иллюзию всенародной поддержки приходится создавать, тратя на правительственные СМИ ежегодно более 8 миллионов рублей, экономя на голодных и убогих. Не могут не огорчать председателя и очень плохая динамика: на второй срок он был избран более 70% проголосовавших и при явке в 70%. Это действительно поддержка половины электората. А может быть просто не было контроля за ходом голосования и "организаторы" "рисовали" результаты как хотели. Но как не суди - все равно плохо. Для Ооржака.
4. "Избирательная кампания по выборам председателя правительства явилась своего рода индикатором отношения граждан нашей республики к действиям президента РТ и его команды. Такой широкой аудитории в оценке работы органов власти и намечаемой программы развития республики не было никогда и ни одного из 8 претендентов".
Об отношении граждан нашей республики к результатам работы президента РТ и его команды уже сказано. Следует только добавить, что самым "широким образом" использовался административный ресурс. Подчиненные Ооржаку чиновники в рабочее время на государственном транспорте объехали всю республику с "отчетом правительства". Тем самым поставили его конкурентов в явно неравное положение, а ручной ЦИК, выдрессированная прокуратура и послушные суды помешали дать этим деяниям должную юридическую оценку.
Конечно, в каждой области, крае, республике свой ооржак, поэтому в новом федеральном законе о выборах прямо запрещены эти "липовые отчеты о не проделанной работе" с целью оболванивания населения.
5. "Естественно, итоги голосования за председателя правительства жителей городов, сел, кожуунов республики различны. В Барун-Хемчикском, Бай-Тайгинском, Сут-Хольском, Дзун-Хемчикском кожуунах и г. Ак-Довураке уровень поддержки избирателей председателя правительства РТ превысил 75 процентов проголосовавших избирателей".
Чему ж тут удивляться? Эти кожууны - ооржаковская вотчина, в первую очередь Барун-Хемчик. Но и там четверть здравомыслящих.
6. "От 50 до 75 процентов избирателей проголосовало за председателя правительства РТ в Монгун-Тайгинском, Овюрском, Пий-Хемском, Тоджинском, Тес-Хемском кожуунах".
И это понятно. Ведь во главе большинства этих кожуунов "избраны" "свои" руководители, они знают, кому обязаны благополучием, если и выскажутся иной раз правдиво, то шепотом и за спиной благодетеля.
7. "В остальных кожуунах и г. Кызыле доля избирателей, поддержавших председателя правительства РТ, составила до 50 процентов".
Почему же стыдливо не названы эти "остальные кожууны"? Те самые "бунтарские" Кызылский, Каа-Хемский, Эрзинский, Улуг-Хемский, Чеди-Хольский, Тандынский и, разумеется, столица Кызыл. А ведь здесь еще остались "русскоязычные", здесь население с более высоким образовательным и культурным уровнем. Сюда стекается наиболее инициативная часть коренного населения из разоренных провинций. Здесь труднее и обмануть и подкупить избирателя.
8. "Это говорит о свободном волеизъявлении избирателей, но одновременно напоминает членам вновь сформированного правительства как много предстоит сделать в республике для поступательного развития при сохранении гражданского мира и общественного согласия. При этом ответственность, которая ложится на власть в целом, должна быть распределена на все ее уровни и ветви".
О свободном волеизъявлении избирателей уже сказано. Интересно другое: победу обеспечил - "Я", а выкручиваться, объяснять, почему не воплощены в жизнь щедро розданные обещания и посулы будете "ВЫ", а следовательно и ответственность мы поделим между "ВАМИ" Хитер, однако!
9. "Успешное выполнение мероприятий по реализации предвыборной программы председателя правительства РТ, выполнению наказов, письменных обращений, предложений, пожеланий и критических замечаний избирателей кожуунов и городов республики зависит от эффективной организации контроля".
Знаем мы этот контроль за выполнением обещаний. Как только вышел этот комментируемый опус, про него уже и забыли. В лучшем случае организуют несколько совещаний, где чиновники, важно надувая щечки перед журналистами, прострекочут бодрые рапорты о мифических достижениях. Тем и закончится. На деле правительство давно выполняет функцию своеобразного собеса по обеспечению подачками лояльных Ш. Ооржаку и правительству деятелей. Как показывает практика, таким образом вся эта возня вокруг наказов избирателей и закончится.
Отдел политики