В Законодательной палате |
Удастся ли кара-ооловским «меньшевикам» затормозить конституционный процесс?
Спустя восемь лет после принятия Конституции Тувы в 2001 году Основной закон должен претерпеть изменения.
Насколько крупными они будут, покажет время. Пока речь идет о скорейшем исправлении двух положений, которые противоречат федеральному законодательству, – двойное гражданство в статье 4 и всенародное избрание Главы республики в части 3 статьи 10. Как известно, гражданство у всех нас одно – российское, а Глава республики уже назначается по представлению Президента России с одобрения республиканского парламента.
Тема единого правого пространства в части конституционных документов регионов была не так давно поднята Д. Медведевым на встрече с Председателем Конституционного Суда России В.Зорькиным, что стало сигналом для тех регионов, в которых правовые противоречия существуют и среди которых, естественно, фигурирует Тува. Любой разговор на столь высоком уровне – это не просто праздное обсуждение проблемы, а, скорее, прямое указание руководителям регионов принять срочные меры, учитывая, что судьба губернаторов находится в руках Президента страны.
В Кремле «отмашку» дали, и соответствующий механизм запущен. Накануне майского праздничного марафона, в который входит и День Конституции Тувы (6 мая), прокуратура республики направила в органы государственной власти очередное, надо полагать, последнее предупреждение, в котором настаивает на создании Конституционной комиссии. Как известно, законопроект об этой комиссии уже дважды благополучно заваливался депутатским меньшинством, представляющим в Закпалате интересы правительства.
Еще более не случайно, что новый законопроект о Конституционной комиссии 7 мая был представлен на комитете по конституционно-правовой политике вице-спикером Закпалаты В.Вальковым от имени депутатского большинства. И произошло это после поездки депутатов этой группы в Администрацию Президента России, куда они были приглашены в первые майские дни. Именно после этих событий локомотивом конституционного процесса в Туве выступили депутаты, во главе с В. Оюном составляющие парламентское большинство. Надо полагать, в отличие от местной исполнительной власти, которая устроила беспрецедентную травлю депутатского корпуса, Кремль, наоборот, готов доверить депутатам решение важнейших политических задач.
Представляя свой новый законопроект, В.Вальков предлагает в качестве основного изменения в Основном Законе Тувы упразднить роль референдума для внесения поправок в главы 1 и 16, после чего вносить изменения в нее конституционными законами.
После принятия этого предложения нивелируются все дискуссии по составу Конституционной комиссии. Длительный и временами бессмысленный спор, что считать паритетом при формировании этой комиссии, автоматически закрывается.
Кстати, эти споры заблокировали изменения в Конституцию Тувы еще в 2007 году. Именно тогда из недр правительства прозвучало предложение переписать Основной закон республики, против чего выступили депутаты Великого Хурала. Складывалось впечатление, что новая правительственная команда, усиленная канцелярскими кадрами в лице К.Бичелдея, была готова переписать текст конституции заново, а самое главное – планы Главы республики по этому поводу представлялись весьма туманными. Это была достаточно опасная ситуация.
Сегодня, как заявил В.Вальков, речь ни в коем случае не идет о написании новой Конституции. Задача – создать возможность изменений ее пунктов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством. Гарантия незыблемости конституции в виде референдума совсем неплоха, но, как показала практика, невероятно удлиняет, затрудняет и утяжеляет конституционный процесс. Если учесть, что для изменения российской Конституции референдум не нужен, то почему бы и нам от него не отказаться?
Кстати, референдум – не всегда панацея. Если вспомнить принятие Конституции РТ в 2001 году, то нелишним будет напомнить, что явки избирателей Кызыла на референдуме не было. Таким образом, кызылчане выразили протест против двухпалатного парламента. Да и собственно возможности у избирателей поддержать или выразить несогласие по отдельным пунктам конституции практически не было. Так как надо было сказать «Да» обновленной в соответствии с федеральными нормами конституции, мы были вынуждены сказать «Да» и двухпалатному парламенту и третьему сроку для Ш. Ооржака.
Вопрос о том, останется ли «неприкрытой» конституция республики без всенародного референдума на заседании парламентского комитета возникал. Особую нервозность высказывали депутаты Палаты Представителей. Им есть от чего нервничать, так как вопрос о том, что парламент Тувы должен быть однопалатным, остается актуальным. Но судьба Палаты представителей – это вопрос уже следующего этапа конституционного процесса. Сегодня в повестке дня – дать ему старт. Представленный В.Вальковым законопроект «О Конституционной комиссии РТ» будет вынесен в первом чтении на сессионное заседание уже 15 мая.
Интересно будет понаблюдать за депутатами-меньшевиками, представляющими в Закпалате Ш. Кара-оола. Смогут ли они на этот раз преодолеть в себе горячее желание примитивно голосовать «против» Оюна? Не имеет значения, по какому вопросу, главное – «против». Или наконец проснется-таки государственный подход? Это важно, так как для принятия конституционного закона необходим 22 голоса, и для принятия его нужно, чтобы хотя бы три депутата-меньшевика проявили сознательность.
Именно сознательность, так как новый политический скандал на тему конституционного строительства Туве пережить будет сложно. Да и сам Глава республики в этом не должен быть заинтересован, так как его судьба в руках Кремля и республиканского парламента, которые в конституционных устремлениях идут в одной связке.
Интересно будет поведение представителей Центра прокурора П.Бухтоярова и федерального инспектора А.Попова. В связи с обструкцией их позиций группировкой, на которую они до сих пор фактически «лили воду», эти чиновники стали уже посмешищем в глазах тех, кто знает процесс изнутри. Не секрет, что правоохранительное давление на политический процесс в России стало нормой. Однако эти чиновники никак не могут найти рычаги влияния не только на правительство, но и на криминальные проправительственные элементы в ЗП. Мало того, деструктивная деятельность федерального инспектора теперь не является секретом в кремлевской администрации. А чиновники, не способные влиять на политические процессы, долго не живут. Так что им следует либо активизироваться и «добыть» три голоса в «копилку» конституционного процесса, либо искать другое применение своим способностям. Время покажет.