Законодательная палата: повестка мая
В минувшую пятницу 15 мая состоялось очередное заседание сессии Законодательной палаты.
Чего хочет Сафрин?
Главной темой заседания сессии Законодательной палаты Великого Хурала, которое прошло 15 мая, должны были стать изменения в бюджет республики, представленные правительством и утвержденные депутатами в первом чтении на прошлом заседании сессии.
Всю прошедшую неделю над поправками трудились и спорили представители правительства и парламента. Но, увы, найти консенсус к утру 15 мая так и не удалось. При утверждении повестки дня сессионного заседания выяснилось, что бюджетный комитет Законодательной палаты решил объявить перерыв и продолжить «утряску» вносимых изменений.
Вице-премьер С. Тен, взяв слово, попытался свести нынешние бюджетные страсти к тому, что депутаты добиваются финансового обеспечения своей деятельности. И даже выразил готовность правительства поддержать палату, но никаких официальных документов, подтверждающих эту готовность, не внес. А на слово ему уже давно никто не верит.
Формально отложение принятия решения по изменению бюджета были вызваны предложением депутата Бартына-Сады. Он «замутил воду», внеся в бюджетный комитет предложение, в котором хотел уменьшить финансирование палаты на сумму сэкономленных средств в результате сокращения количества комитетов палаты. Но все прекрасно понимают, что проблема намного глубже – свои поправки в бюджет выдвинул председатель Комитета по строительству С.Сафрин. Оставаясь верным своей позиции, он предлагает исключить из инвестиционной программы финансирование объектов, не имеющих проектно-сметной документации. Надо заметить, что безупречные с точки зрения закона инициативы депутата у многих правительственных чиновников вызывают раздражение. Тен это прямо назвал «саботажем».
При общем понимании, что вносить в бюджет поправки, предложенные правительством, необходимо, так как они касаются антикризисных мер и получения федеральных средств, законопослушное упорство Сафрина весьма осложняет ситуацию. К тому же, его упорство основано на его безусловном праве законодательной инициативы. А он – часть команды большинства, и потому его инициатива имеет особый вес. Сейчас команда спикера Законодательной палаты как никогда сплочена и готова отстаивать интересы республики. Все понимают, что с того бардака, что культивируется правительством, руководство исполнительной власти республики «стрижет купоны», поэтому прикрыть его безболезненно никак не получится.
Проблема заключается в том, что правительство никак не хочет начать наводить порядок в строительной сфере, у него нет четкого планирования даже на год. Инвестиционная программа пестрит объектами, не обеспеченными необходимой в соответствии с законодательством документацией. ПСД, по заключению Счетной палаты РТ, имеет только 35% от общего количества объектов. Что строим, как и в какие сроки – остальные 65% объектов – все в тумане, что создает большую неразбериху и почву для коррупции. Именно поэтому стоимость объектов, как на дрожжах, растет из года в год, поправляя финансовое положение всех, кто имеет к этому отношение.
Все понимают: самое лучшее, что могло сделать правительство в рамках антикризисных мер – это навести порядок в инвестиционной деятельности. Но по понятным причинам такого желания нет. Надо заметить, что после безуспешных переговоров с министром Гришеленком и зампредом Теном, которые перед рассмотрением вопроса обещают все непременно поправить, но еще ни разу не выполнили обещанного, у С. Сафрина остался единственный метод хоть как-то повлиять на эту ситуацию, это – внесение соответствующих поправок в бюджет. Бесконечное обсуждение проблемы за «круглыми столами», парламентские рекомендации никакого эффекта не дают.
И дело даже не в том, что гастарбайтеры Тен и Гришеленок никакого влияния на принятие решений в правительстве РТ не имеют и приходят в парламент исключительно в роли мальчиков для битья. Как правило, все стройки, не обеспеченные документацией, являются кормушкой для проправительственного криминала, из которой финансируется антипарламентская деятельность. Вот депутат и использует свое право в надежде на поддержку своих коллег.
В итоге, на заседании сессии по предложению спикера В.Оюна было принято решение продлить работу заседания, для того чтобы рассмотреть бюджетные вопросы в понедельник 17 мая. Сомнений в том, что все необходимые на сегодняшний день изменения в республиканский бюджет будут приняты, нет.
Вальков берет тайм-аут, а Бартына-Сады с Ю. Кара-оолом остаются без портфелей
Ожидаемым в повестке сессии был вопрос о принятии в первом чтении проекта конституционного закона «О конституционной комиссии РТ», разработчиком которого выступил вице-спикер палаты В.Вальков, совсем недавно получивший в Москве поручение по продвижению этого вопроса. Но неожиданно для всех он снял с обсуждения свой законопроект, объяснив это тем, что Администрация Президента направила в ЗП свои предложения по конституционному процессу, которые требуют дополнительного обсуждения в рамках «круглого стола». Видимо, внесение изменений в Основной закон республики не допускает риска несогласованных действий.
Повестка работы сессии была дополнена кадровыми вопросами, возникшими в результате судебных решений. Лишенные портфелей председателей комитетов, В. Бартына-Сады и Ю. Кара-оол восстановили свои права в суде. Решения суда о восстановлении их в должности председателей комитетов были доставлены в ЗП судебными приставами. В. Оюн во исполнение решений суда вынес это вопрос на голосование, так как другой процедуры для выборных должностей нет.
Пикантность ситуации заключалась в том, что суд попросил восстановить В. Бартына-Сады и Ю. Кара-оола в должности председателей уже не существующих комитетов. Как известно, в рамках оптимизации в Законодательной палате утверждена другая структура, в которой этих комитетов уже нет. Но решения суда о признании незаконным ликвидации комитетов нет. А потому восстановить Бартына-Сады и Кара-оола в прежних должностях невозможно. В связи с чем остро нуждающиеся в должностях депутаты занервничали и кинулись доказывать, что необходимо вернуться к старой структуре, пытаясь даже взывать к логике. А Ю.Кара-оол свою просьбу вернуться к проблеме комитетов объяснял необходимости возвращения ему большого кабинета и личного авто.
Впрочем, логика в законодательном органе одна: тебя должно поддержать большинство депутатов. Но предложение о восстановлении «бравых» депутатов в председательских должностях набрало только 11 голосов, чего явно недостаточно для положительного решения вопроса. Так что главная проблема Бартына-Сады и Кара-оола лежит совсем в иной плоскости – просто их не поддерживает большинство коллег.
Еще один вопрос, который вызвал эмоции, – внесение изменений в Закон РТ «О мерах по противодействию коррупции в РТ». Речь идет о поправке Комитета по правоохранительным вопросам и противодействию коррупции о введении численного состава республиканской антикоррупционной комиссии. Сегодня в составе этой комиссии наблюдается явный перекос в сторону исполнительной власти, поскольку ее функции четко не очерчены, а состоит она из родственников, друзей и подчиненных Главы правительства, назначенных его указом. И потому ждать от нее действенной борьбы с коррупцией не приходится.
Депутаты-законодатели предлагают ввести в ее состав четверых представителей от правительства и по два – от каждой из двух палат Великого Хурала, делегируемых парламентом. Предложение вызвало бурный протест со стороны представителя Председателя правительства в парламенте Очура и депутатов-меньшевиков.
Больше всех активничал Бартына-Сады, который считает, что правом формировать комиссию по противодействию коррупции обладает только Глава республики. К тому же, в нее входят и депутаты. Когда же его спросили, какой депутат в нее вошел, Бартына-Сады скромно ответил: я...
Такой «борец с коррупцией» парламент, естественно, не устроил, и палата дружно проголосовала изменения в закон. Так «активист борьбы с коррупцией» лишился еще одного поста. И теперь в антикоррупционной комиссии представлять ЗП будет принципиальная и компетентная А.Тамба.
Чучев боится казаков?
Большая часть работы сессии прошла в спокойной обстановке, но некоторые вопросы все же вызвали сильные эмоции депутатов. Так, депутат Чучев в раже исполнения поручений правительства в очередной раз продемонстрировал непонимание процессов в парламенте и свое крайне негативное отношение к казакам. Принятый в ЗП закон «О казачестве в РТ» не прошел Палату представителей. Согласно принятой процедуре, депутаты «верхней» палаты приняли решение о создании согласительной комиссии. На заседании сессии 15 мая законодателям предлагалось утвердить свои кандидатуры в согласительную комиссию. Однако, бывший друг казаков стал выражать бурное возмущение по поводу возвращения к теме казачества в Туве.
То, что Ивану Васильевичу сложно ориентироваться в тонкостях процедурных вопросов, понять можно – годы, отсутствие нужных познаний и нервозные личные обстоятельства дают знать. Сложнее понять, по каким причинам он не приемлет казачество и строительство православного храма. Вроде, в России все живем! Хотя и без Чучева этот закон проходит сложно, вот и для принятия постановления о согласительной комиссии не хватило на этот раз одного голоса.
Но Чучев проявил активность и в другом вопросе – при принятии в первом чтении закона «О рыболовстве». Под надуманным предлогом принятия федеральным правительством Положения о рыболовстве уговаривал депутатов воздержаться от принятия закона.
Председатель аграрного комитета В.Молин урезонил распоясавшегося: республика нуждается в законах о рыболовстве и об охоте, которые должны не только определить отношения, возникающие в сфере любительского, спортивного и промышленного рыболовства, но должны быть направлены на защиту водных биоресурсов, а правительство РТ никак не реагирует на ситуацию, в связи с чем браконьерство в Туве приняло угрожающие размеры. Депутаты дружно поддержали Молина.
В целом депутаты рассмотрели 36 вопросов, приняли 25 законов и ушли на перерыв до понедельника.
Бюджет поправили и приняли
18 мая, принятием бюджетных изменений на 2009 год и плановый период на 2010-2011 годы завершило свою работу девятое заседание весенней сессии Законодательной палаты Великого Хурала. Напомним, что майское заседание сессии, начавшееся в прошлую пятницу, депутаты решили не закрывать до момента согласования бюджетных изменений в рамках деятельности комитета по бюджету и финансово-кредитной политике: к началу сессионного заседания участники бюджетного процесса, в лице правительства и членов бюджетного комитета не смогли найти согласованного решения по внесенным поправкам.
Согласительные процедуры в парламенте завершились утром 18 мая: основные разногласия были разрешены. Однако, на заседание сессии депутаты все же вышли с рядом несогласованных поправок. В частности, депутат Вячеслав Ушкалов выразил категорическое несогласие с предложением Правительства об уменьшении финансирования строительства спортивного зала Кызылской школы №8 на 5,5 миллиона рублей. Отстаивая свою позицию, Вячеслав Ушкалов отметил нецелесообразность сведения на нулевую стадию уже проделанной работы – готова документация, построен фундамент здания. Следует учитывать также социальную значимость объекта для гармоничного роста развития воспитанников школы. Правительство же со своей стороны руководствовалось позицией федерального центра о приостановлении строительства спортивных объектов в связи с необходимостью оптимизации бюджетных расходов в период финансового кризиса.
Депутат Палаты представителей Монгун-оол Монгуш внес поправку о включении в статью расходов 3 млн. рублей на разработку ПСД строительства участка дороги от трассы Кызыл-Тээли до села Чыраа-Бажы Дзун-Хемчикского кожууна. Предложение депутата также не нашло поддержки у правительства. Согласно процедуре принятия несогласованных поправок, внесенных на рассмотрение сессии, было проведено голосование, в результате которого обе депутатских поправки были утверждены большинством голосов.
К числу несогласованных поправок были отнесены также предложения депутата Сергея Сафрина. Депутат настаивал на соблюдении федерального законодательства, который не допускает расходование бюджетных средств на строительство объектов, не получивших заключение государственной экспертизы и проектно-сметной документации. По мнению депутата, каким бы значимым ни казался объект, без предварительных расчетов рентабельности и безопасности, строить его нельзя.
С мнением депутата С. Сафрина согласна Счетная палата республики, которая признала финансирование объектов без ПСД и заключения государственной экспертизы противозаконным. Однако, вследствие беспрецедентного давления на депутата со стороны правительства и части коллег-депутатов Сергею Сафрину пришлось отказаться от ряда своих поправок. По настоянию С. Сафрина снято финансирование лишь с программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в части строительства водозабора в г.Шагонар. Как неоднократно отмечал автор поправки, будут готовы необходимые документы – объект тут же может быть возвращен в программу инвестиционного строительства.
Всего на рассмотрение заседания сессии было внесено 22 поправки.
После того, как все разногласия были разрешены путем голосования, депутаты единогласно проголосовали за принятие законопроекта о внесении изменений в текущий бюджет республики – все 29 депутатов, присутствовавших в зале пленарных заседаний, проголосовали «за» принятие бюджетных поправок.
Наш корр.